Проиграв Цезарю битву при Фарсале
(9 августа 48 г. до н. э.), Помпей отправился в Египет. Здесь, согласно завещанию царя Птолемея XII, правили его 13-летний сын и 18-летняя дочь. По обычаю этой страны, они вступили в брак, который, впрочем, в силу разницы в возрасте, был пока ещё чисто номинальным. Мальчик взошёл на трон под именем Птолемея XIII, его сестрой и супругой была знаменитая Клеопатра. В начале октября 48 года до н. э. в Александрию явился Цезарь, которому советники юного царя преподнесли голову Помпея. Если верить историкам, Цезарь вовсе не обрадовался такому подарку. Так изобразил этот эпизод на своей картине Леньяни в 1793 г.:
Цезарь теряет время
Впрочем, весьма вероятно, что диктатор просто мастерски разыграл свою печаль по поводу гибели бывшего зятя. Между тем обстановка в Египте была накалена до предела, поскольку воспитатель нового царя Потин решил избавиться от чересчур амбициозной Клеопатры и женить своего подопечного на другой его сестре – Арсиное.
Другой грек, Аполлодор, воспитатель Клеопатры, организовал её бегство, а потом – знаменитую встречу с Цезарем, в покои которого юная царица, по свидетельству Плутарха, была доставлена в мешке для белья. Беллетристам это показалось слишком прозаичным и скучным (в самом деле: великая царица – и вдруг какой-то мешок с грязным бельём!), и потому была придумана эффектная сцена появления царицы из свёрнутого ковра. Воспользовавшись завещанием Птолемея XII, который назначил гарантом исполнения своей воли Рим, Цезарь вмешался в египетские дела, что привело к войне, длившейся 8 месяцев, и пожару, уничтожившему знаменитую Александрийскую библиотеку. Между делом Цезарь легко подавил в Малой Азии мятеж Фарнака – сына царя Понта Митридата, породив знаменитый афоризм «Пришёл, увидел, победил». А также совершил путешествие по Нилу, наслаждаясь роскошью, божественными почестями и ласками благодарной и дальновидной Клеопатры.
Республиканцы в Африке
А в это время республиканцы готовились к новой войне с ним – на этот раз в провинции Африка, которую сумел отстоять Публий Аттий Вар, заключивший союз с нумидийским царём Юбой. Здесь собирались жаждущие реванша противники Цезаря. Среди них были очень известные и талантливые люди. Например, Марк Порций Катон Младший – философ-стоик, который ранее занимал должности военного трибуна и народного трибуна, квестора, пропретора и претора. Мало кто обладал столь высоким авторитетом в Риме.Тит Лабиен – бывший соратник Цезаря, причём один из самых талантливых, который дважды замещал его на посту командующего в Британии и Галлии. Лабиен присоединился к Помпею после того, как Цезарь перешёл Рубикон. Участвовал в битве при Фарсале, где командовал конницей. Луций Афраний ранее управлял провинцией Ближняя Испания. Марк Петрей – бывший претор, был наместником Лузитании. Среди республиканцев находился и Фавст Корнелий Сулла – сын знаменитого диктатора. И многие другие люди, менее известные и знаменитые. Новым главой республиканской партии стал Метелл Сципион, бывший консул, отец последней жены Помпея Великого.
Были здесь и сыновья Помпея, старший из которых, впрочем, скоро отправился поднимать против Цезаря Испанию. В Африке даже заседал сенат – здесь находились 300 сенаторов. Помпеянцы наращивали силы. У Аттия Вара уже имелись три легиона. Теперь из римских колонистов, беженцев из Испании, Греции, Сицилии, Сардинии, вольноотпущенников и местных жителей были набраны ещё четыре (по другим данным – пять). Имелась тяжелая конница из галлов, германцев – около 1600 человек. Легкая кавалерия была набрана в Ливии. В войсках союзного республиканцам нумидийского царя Юбы насчитывалось до 30 тысяч тяжеловооруженных пехотинцев, около 20 тысяч всадников, много легковооруженных воинов и стрелков. Имелись в ней и 120 боевых слонов. Особенно рад Сципион был слонам, он даже нашёл время для личного участия в их подготовке и дрессировке. Анонимный автор труда «Африканская война» сообщает, что командующий имитировал атаку на слонов со стороны «неприятельских» пращников, в то время как стоявшие за ними «свои» солдаты также обстреливали их, не давая развернуться и гоня на противника. Нумидийская армия была сформирована по римскому образцу, и царь добровольно уступил верховное командование Метеллу Сципиону. Сам Юба был вторым по старшинству.
В общей сложности численность армии противников Цезаря достигала 14 легионов. Силы в Африке были собраны очень серьёзные, командиры помпеянцев были людьми опытными и при этом – принципиальными противниками Цезаря, которые сражались не за власть, деньги и должности, а за идеи. В начале декабря 47 года до н. э. Цезарь, наконец, прибыл на Сицилию, чтобы возглавить подготовку войск к войне в Африке. Для новой боевой кампании он предполагал использовать 10 легионов. Не дожидаясь, пока все они соберутся в Лилибее, Цезарь 25 декабря переправился в Африку с имевшимися шестью легионами и 2 тысячами всадников. Часть его кораблей разбросало по морю, так что высадились с ним всего 3 тысячи пехотинцев и 150 всадников, с которыми он занял Руспину (Монастир) и Лептис (Лемту). Остальные суда с войсками прибывали сюда в течение следующих трёх дней. Рассказывают, что, сходя на берег, Цезарь упал, но, лёжа на земле, воскликнул, обращаясь к солдатам, замершим от столь недоброго знака:
Цезарь начинает – и чуть не проигрывает
«Ты в моих руках, Африка!»
Между тем, уже на следующий день после высадки Цезаря, к Руспине подошёл его старый боевой товарищ – Тит Лабиен, причём не один, а во главе достаточно многочисленной конницы и легкой пехоты. В начавшемся бою некоторые солдаты Цезаря бежали. Говорят, что Цезарь, лично останавливавший беглецов, взял за шею одного из них, в руках которого был римский «орёл», и развернул его на 180 градусов со словами:
«Вон там враги!»
К несчастью для республиканцев, под Лабиеном была ранена лошадь, которая сбросила его с седла. Лабиена унесли с поля боя, а оставшийся вместо него Петрей, пребывая в эйфории, неожиданно приказал прекратить преследование, заявив:
«Не будем отнимать победу у нашего полководца Сципиона.»
И Цезарь сумел отвести своих солдат к лагерю.Потом его войска начала сильно беспокоить конница Юбы. Вообще, Цезарь, занимая лишь узкую прибрежную полосу, находился в крайне тяжёлой ситуации, усугублявшейся тем, что его солдаты испытывали недостатки в припасах. Всё необходимое его армия получала только по морю из Сицилии, но в недостаточных количествах. Тем более что у республиканцев был сильный флот, который часто перехватывал цезарианские корабли. Особенно тяжёлая ситуация была с кормом для лошадей. Плутарх утверждает, что их кормили
«морским мхом (водорослями?), смывая с него морскую соль и примешивая в качестве приправы немного травы.»
В середине января основные силы противников собрались у Руспины. Сюда с главной армией подошёл Метелл Сципион, а к Цезарю по морю прибыли XIII и XIV легионы, а затем ещё IX и X. Таким образом, численность его армии достигла запланированной. Кроме того, Цезарь сумел договориться с мавританским царём Бокхом, который атаковал владения Юбы и заставил его отправить большую часть армии на защиту своих земель. Это значительно ослабило его союзников. 3 апреля 46 года до н. э. Цезарь повёл свою армию к Тапсу (сейчас – Рас Димасу), где находились продовольственные склады противника. Туда же двинул свои войска Сципион, 6 апреля он приступил к обустройству лагеря между морем и солёным болотом. Сражение началось неожиданно и для него, и для Цезаря, поскольку римские солдаты в атаку пошли самовольно. Первым в бой пошёл V легион «Жаворонков», сформированный Цезарем в Галлии в 52 г. до н. э. (поначалу он не признавался сенатом, и первое время Цезарь содержал его за свой счёт). Некоторые считают, что в названии имеются в виду всё же не жаворонки (Alaudae), а иностранцы (от кимврского allaid). В этом случае V легион будет «иностранным». Он действительно был первым легионом, набранным не из римских граждан. Но мы отвлеклись, вернёмся к битве при Тапсе. Итак, на правом фланге V легион самовольно пошёл в бой, и утверждают, что центурионы, ожидавшие приказа Цезаря, даже безуспешно пытались остановить своих подчинённых. Это стало полной неожиданностью для Сципиона, и в боевые порядки успела построиться только часть республиканской армии. «Жаворонки» обратили в бегство слонов, которые в сражениях могут быть одинаково опасны как для чужих войск, так и для своей армии. И с тех пор символом V легиона стал слон.
Битва при Тапсе
Атака V легиона была поддержана войсками центра и левого фланга. Республиканская армия бежала, её лагерь был захвачен практически без сопротивления. Утверждают, что потери помпеянцев достигали 10 тысяч человек. Примерно столько же сдались в плен. Цезарианцами были захвачены 64 слона.Поражение противников Цезаря было полным. Луций Афраний и Фавст Корнелий Сулла, отступая, наткнулись на отряд Публия Ситтия, попали в плен и были казнены. Катон, возглавлявший гарнизон Утики, покончил жизнь самоубийством. Нумидийский царь Юба отступил к заранее укреплённому городу Зама, где находилась его семья, и также была размещена сокровищница. Более того, он заранее приготовил на центральной площади этого города всё необходимое для огромного костра, на котором в случае поражения предполагал сгореть сам и сжечь свою семью и сокровища. Но вот незадача: жители города, узнавшие о поражении Юбы и его союзников, отказались его впускать. Видимо, решили, что сжигать накопленные богатства крайне нецелесообразно, и им можно найти другое, более разумное применение. Они даже отказались выдать Юбе его жён, детей и пенаты семьи. Немного поскитавшись по стране, Юба решил всё-таки попытаться умереть красиво и упросил находившегося с ним помпеянского полководца Марка Петрея вступить с ним в бой на мечах. Петрей легко одолел царя, после чего попытался этим же мечом пронзить свою грудь. Однако он то ли не решился, то ли не смог сам себе нанести достаточно сильный удар. Пришлось просить об убийстве раба, находившегося рядом.«Бесхозные» владения Юбы Цезарь присоединил к римской провинции Африка (в самом деле, чего добру пропадать?).Метелл Сципион, пытавшийся добраться до Испании, погиб, бросившись за борт, когда его судно было настигнуто вражескими кораблями. По другой версии, Сципион покончил жизнь самоубийством, и за борт был брошен его труп. Больше повезло Публию Аттию Вару, Титу Лабиену и Сексту Помпею, которые сумели добраться до Испании. Вар и Лабиен погибли в очередной битве с Цезарем – при Мунде, 17 марта 45 года до н. э. Секст Помпей стал начальником гарнизона Кордубы, после поражения и гибели старшего брата он возглавил сопротивление легатам Цезаря. Затем, захватив Сицилию, Сардинию и Корсику, некоторое время весьма успешно противостоял вторым триумвирам – Октавиану, Марку Антонию и Лепиду. Об этом будет рассказано в отдельной статье. А Цезарь, вернувшись в Рим, 21 сентября 47 года до н. э. отпраздновал четыре триумфа подряд: в честь побед над галлами, египтянами, Фарнаком и Юбой. Как видим, победы над римскими гражданами – Помпеем и его соратниками, он благоразумно отмечать не стал. В числе знатных пленников, что шли за колесницей диктатора, была и соперница Клеопатры – её сестра Арсиноя. А сама Клеопатра прибыла в Рим в ноябре того же 46 г. до н. э.
Её свидание с Цезарем оказалось недолгим: уже в декабре тот отправился в Испанию, которую захватил старший сын Помпея Великого и его полный тёзка – Гней Помпей Младший. Здесь Цезарь ещё раз встретится со своими принципиальными противниками, последними из оставшихся в живых – Публием Аттием Варом и Титом Лабиеном. Но об этом мы поговорим в следующей статье.