Общая ситуация летом-осенью 1922 года
С середины 1922 года начался завершающий этап борьбы с белогвардейцами и интервентами на Дальнем Востоке. Ситуация в регионе коренным образом изменилась в пользу Советской России. В феврале белые потерпели поражение под Волочаевкой (Волочаевские дни. Штурм «дальневосточного Вердена»). Большевики победили в европейской части России и могли сосредоточить усилия на подавлении последних контрреволюционных очагов на востоке страны. Небольшие силы белых давно бы уже раздавили, но мешало присутствие японской армии на Дальнем Востоке.
Однако внешнеполитическая обстановка менялась в пользу Советской России. Москва стала выходить из политической изоляции. Европейские страны стали восстанавливать торговые отношения с Россией. Началась борьба за русский рынок. Япония, которая одна из великих держав продолжала интервенцию на русской земле, осталась в одиночестве. Японская оккупация в Приморье утратила формальное обоснование, так как осуществлялась по мандату Антанты.
Изменились отношения Советской России и США. Американцы долгое время были последовательными антикоммунистами. Особых торговых связей с Россией до революции у Америки не было. Но с точки зрения геополитики американцам не нравились как доминирование Японии на русском Приморье, так и претензии японцев на Тихом океане.
Большое значение имела Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по урегулированию отношений в бассейне Тихого океана. Западные державы обратили внимание, что, пока они воевали в Европе, японцы много чего захватили в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решили, что Япония начертила себе слишком большую зону влияния: сама Япония, Корея, северо-восток Китая, русские Приморье и Сахалин. Эту зону решили разрушить и сократить чрезмерные морские вооружения Японской империи. «Договор пяти держав» предусматривал в Китае «политику открытых дверей» вместо монополии японцев. Вашингтон взял на себя роль «миротворца» и стал оказывать сильное давление на Токио, требуя вывода войск из России.
Бросить открытый вызов коллективному Западу Япония не могла, приходилось уступать. Кроме того, у Токио не лучшим образом складывались дела внутри страны. Экономический кризис, огромные траты на интервенцию – они достигли 1,5 млрд иен, людские потери, низкая отдача от экспансии в русские земли вызывали резкий рост недовольства в обществе. «Партия войны» теряла сторонников. Росли протестные настроения. Летом 1922 года в Японии основана своя компартия, которая требовала свернуть интервенцию. Также против интервенции в России выступали различные антивоенные общества, в частности, «Общество по сближению с Советской Россией», «Ассоциация невмешательства» и т. п.
В итоге кабинет Такахаси ушёл в отставку. Военное руководство также сменилось. Новое правительство возглавил адмирал Като Томосабуро, который представлял интересы «морской партии», выступавшей за перенесение центра тяжести экспансии Японской империи с берегов Приморья в бассейн Тихого океана, в южном направлении. Правительство Като выступило с заявлением о прекращении военных действий в Приморье.
4 сентября 1922 года начала свою деятельность новая конференция в Чанчуне, на которой присутствовала объединенная делегация РСФСР и ДВР – с одной стороны и делегация Японской империи – с другой. Советская делегация сразу предъявила основное условие для ведения дальнейших переговоров: немедленно очистить все территории Дальнего Востока от японских войск. Японский представитель Мацудайра ушёл от прямого ответа на это условие.
Когда советская делегация решила покинуть конференцию, то японцы сообщили, что вопрос эвакуации армии из Приморья уже решён. Но Токио отказался вывести войска с Северного Сахалина. Советская сторона требовала вывода всех сил с территории России. 19 сентября переговоры были прерваны, затем возобновлены и снова прерваны 26 сентября.
Создание Земской рати
Ситуация в Приморье по-прежнему была нестабильной. Правительство Меркулова утратило поддержку местной буржуазии, отдав японцам права на Уссурийскую железную дорогу, порт на Эгершельде, Сучанские каменноугольные копи, Дальневосточный судостроительный завод и т. д. Торгово-промышленная палата Владивостока даже потребовала передать всю власть Народному собранию, где преобладали делегаты левых взглядов. Также правительство практически не контролировало местность за пределами городов и станций железной дороги. Там хозяевами были партизаны.
В белом лагере также шло брожение. Каппелевцы (бойцы бывшей армии Колчака) поддерживали Народное собрание, которое требовало низложения Временного правительства. Семёновцы в основном поддерживали братьев Меркуловых: Спиридон Меркулов был главой правительства, Николай Меркулов занимал посты министра военно-морских и иностранных дел). Правительство приказало распустить торговую палату и Народное собрание.
Народное собрание учредило своё правительство и приняло решение об объединении функций главы нового правительства и главнокомандующего вооруженными силами Приморья. Фактически речь шла о создании военной диктатуры. На этот пост был приглашен генерал Михаил Дитерихс. Он был командующим Сибирской армией, Восточным фронтом и начальником штаба адмирала Колчака. После поражения Колчака уехал в Харбин. Являлся ярым монархистом и сторонником возрождения допетровских общественно-политических порядков в России.
Сначала Дитерихс провёл переговоры с кабинетом Меркуловых и подтвердил их власть в Приамурском земском крае. Народное собрание было распущено. 28 июня был созван Земский собор. 23 июля 1922 года на Земском соборе во Владивостоке Дитерихс был выбран Правителем Дальнего Востока и Земским Воеводой – командующим Земской ратью, сформированной на базе белогвардейских отрядов. У Японии попросили оружие и боеприпасы, отсрочку эвакуации армии. Дитерихс объявил о походе против ДРВ под лозунгом «За веру, царя Михаила и святую Русь».
В рамках общей политики по восстановлению традиционного для России уклада и нехватки живой силы, прежние армейские корпуса переименовывались в группы, делившиеся на полки (отряды), сформированные из бывших бригад; прежние полки сводились в батальоны и дивизионы (дружины). Для восполнения понесенных войсками потерь на территории края была объявлена мобилизация мужского населения молодых возрастов. Правда, мобилизация в целом была провалена (многие молодые мужчины бежали в Китай или в деревню, уехали на Камчатку, либо купили иностранное гражданство), как и сбор пожертвований с имущих классов. Добровольцев вступить в армию в многолюдном Владивостоке почти не было.
К сентябрю 1922 года Земская рать насчитывала около 8 тыс. солдат, 24 орудия, 81 пулемёт и 4 бронепоезда. Она состояла из Поволжской группы генерала Молчанова (более 2,5 тыс. штыков и сабель), Сибирской группы генерала Смолина (1 тыс. человек), Сибирской казачьей группы генерала Бородина (более 900 бойцов), Дальневосточной казачьей группы Глебова (более 1 тыс. человек). Также имелся резерв (более 1,5 тыс. человек), различные охранные, железнодорожные и технические части, подразделения. Костяк последней белой армии состоял из опытных кадров каппелевских и семеновских войск, но заменить их было некем. Активно создавался Спасский укрепленный район.
Генерал Михаил Константинович Дитерихс во время Гражданской войны
Народно-революционная армия
Москва готовилась к эвакуации японцев. Вместо Блюхера военным министром ДВР назначили командующего 5-й армией Уборевича. В Читу новый командующий прибыл со своим штабом.
НРА ДРВ была значительно укреплена. Из Сводной и Читинской бригад была создана 2-я Приамурская стрелковая дивизия в составе трех полков: 4-го Волочаевского ордена Красного Знамени, 5-го Амурского и 6-го Хабаровского. В её состав также вошли Троицкосавский кавполк, легкий артдивизион 76-мм пушек 3-батарейного состава, гаубичный дивизион из двух батарей и саперный батальон. Командир 2-й Приамурской стрелковой дивизии одновременно являлся командующим Приамурским военным округом, ему подчинялись Благовещенский укрепрайон, дивизион бронепоездов (в составе трех бронепоездов – № 2, 8 и 9), авиационный отряд и два пограничных кавдивизиона. Забайкальская кавалерийская дивизия была переформирована в Отдельную Дальневосточную кавбригаду.
В резерв командования входила 1-я Забайкальская стрелковая дивизия в составе: 1-го Читинского, 2-го Нерчинского и 3-го Верхнеудинского полков. Регулярные части НРА к началу Приморской операции насчитывали свыше 15 тыс. штыков и сабель, 42 opудия и 431 пулемёт. НРА опиралась по людские резервы и материальную помощь 5-й Краснознаменной армии, располагавшейся в Восточной Сибири и Забайкалье.
Также командованию НРА подчинялись партизанские военные районы: Сучанский, Спасский, Анучинский, Никольск-Уссурийский, Ольгинский, Иманский и Приханкайский. Они имели в своем распоряжении до 5 тыс. бойцов. Ими руководил специально созданный Военный совет партизанских отрядов Приморья под началом А. К. Флегонтова, затем его сменил М. Вольский.
Военный министр Дальневосточной Республики и главнокомандующий Народно-революционной армии и флота ДВР Иероним Петрович Уборевич
Сентябрьское наступление Земской рати
Японская группировка в Приморье насчитывала 3 дивизии, более 20 тыс. человек. Японское командование, затягивая время, эвакуацию проводило медленно. Давая возможность белым укрепиться и начать контрнаступление. Части Земской рати занимали оставленные японцами укрепления, получали часть оружия и боеприпасов.
1 сентября 1922 года авангард Земской рати (Поволжская группа при поддержке двух бронепоездов) начал наступление на северном направлении. Белогвардейцы планировали захватить железнодорожный мост через реку Уссури в районе ст. Уссури. Войска вели наступление на двух основных направлениях: вдоль Уссурийской железной дороги и к востоку от нее – по линии населенных пунктов Руновка – Ольховка – Успенка, далее по долине р. Уссури на Техменево и Глазовку. На втором направлении белые стремились зайти во фланг и тыл противника.
НРА к этому времени ещё не сосредоточила свои силы для наступления. Красные части были разбросаны на огромном пространстве, прикрывая далеко находившиеся друг от друга операционные направления (маньчжурское и уссурийское). Белогвардейцы, имея численное преимущество, оттеснили красных и 6 сентября захватила ст. Шмаковку и Успенку. 7 сентября красные после ожесточенного боя отошли еще далее на север к реке Уссури на рубеж Медведицкий – Глазовка. Одновременно Сибирская группа и Сибирская казачья группа генералов Смолина и Бородина начали боевые действия против партизан.
Вскоре красные перегруппировались, получили подкрепления и контратаковали. 14 сентября красные отбили ст. Шмаковку и Успенку. В итоге белые фактически вернулись на исходные позиции. Командование Земской рати не имело достаточных сил и резервов для развития первых успехов. Получив данные, что противник начал концентрацию сил в Приморье, белые перешли к обороне.
15 сентября Дитерихс провел в Никольске-Уссурийском Дальневосточный национальный съезд. Он призвал «дать решительный бой коммунистам на последнем свободном клочке земли» и просил японцев не спешить с эвакуацией. В помощь командующему был избран особый орган – Совет съезда. Началась всеобщая мобилизация, введен чрезвычайный налог на нужды армии. Началась очередная операция против партизан, чтобы обеспечить тыл армии. Ни одна из мер не была полностью реализована. Народ не спешил на «решительный бой», буржуазия не давала денег, партизан не разгромили.
К началу октября 1922 года Земская рать насчитывала около 15,5 тыс. штыков и сабель, 32 орудия, 750 пулемётов, 4 бронепоезда и 11 самолётов. Её арсеналы и запасы были пополнены за счёт японской армии.
Начало Приморской операции
К концу сентября 1922 года части 2-й Приамурской дивизии и Отдельная Дальневосточная кавбригада были расположены в районе ст. Шмаковка и ст. Уссури. Они образовали ударную группировку под общим командованием командира 2-й Приамурской дивизии Ольшанского (в начале октября его сменили на Покуса). 1-я Забайкальская дивизия, следуя по железной дороге в эшелонах и по рекам Амур и Уссури на пароходах, прошла Хабаровск и продвигалась на юг. Эта дивизия стала резервом НРА.
На первом этапе красные собирались разгромить Поволжскую группу белых в районе ст. Свиягино. Передовые силы противника не должны были отступить в Спасск, усилив его оборону. Затем НРА при поддержке партизан собиралась взять Спасск и продолжить наступление на юг. Удар наносили две ударные группы:
1) Отдельная Дальневосточная кавбригада и 5-й Амурский полк наступали в обход железной дороги с востока;
2) 6-й Хабаровский стрелковый полк и Троицкосавский кавполк с легким артиллерийским дивизионом и двумя бронепоездами атаковали вдоль Уссурийской железной дороги. Остальные части были в резерве.
Партизанам Вольского, которых укрепили отрядом особого назначения под началом Гюльцгофа, поставили задачу – во что бы то ни стало разгромить войска противника, располагающиеся в районе Анучино – Ивановка. Затем наступать в общем направлении на ст. Мучную и выйти в тыл Спасской группировке белых. Также партизаны должны были сорвать железнодорожное движение в тылу противника.
Продолжение следует…