В годы Второй мировой войны гитлеровская Германия пыталась разрабатывать перспективные зенитные ракетные комплексы. Одновременно создавалось несколько подобных проектов с разными особенностями и возможностями. Так, за несколько месяцев до окончания войны успели провести испытания новой ракеты Wasserfall. Несмотря на высокие оценки и возлагаемые надежды, эта разработка имела ряд серьезных недостатков и сомнительные перспективы.
Недолгая история
Работы по будущему проекту Wasserfall («Водопад») начались в 1941 г. по инициативе Вальтера Дорнбергера, одного из руководителей ракетного исследовательского центра на полигоне Пенемюнде. Предлагалось создать жидкостную ракету с радиокомандным управлением, способную поражать идущие в строю бомбардировщики противника. По прогнозам того времени, уже в 1944 г. Германия могла бы получить ракетную ПВО ключевых городов и районов.Предварительная проработка проекта продолжалась до осени 1942 г., когда были выпущены технические требования к новому ЗРК. К этому времени были определены основные особенности конструкции, состав агрегатов, принципы работы и т.д. На основе этих идей разработали саму ракету и вспомогательные агрегаты. Весной 1943-го начались первые лабораторные испытания.Однако проект сталкивался с серьезными трудностями. Отсутствовала работоспособная система управления, требовалась разработка некоторых других систем. При всем этом, проекту мешали нехватка ресурсов и постоянная конкуренция, а ракетный центр и смежные организации регулярно подвергались авиаударам Союзников.
В рамках проекта «Водопад» последовательно разработали три варианта ракеты под обозначениями W-1, W-5 и W-10. В испытаниях использовались изделия всех трех версий. Пойти в серию и поступить на вооружение должна была последняя модификация.Летные испытания опытных ракет удалось начать только летом 1944 г. Отработка двигательной установки и других систем затянулась. Так, первый сверхзвуковой полет удалось провести только в феврале 1945 г. Параллельно продолжались работы по системе управления, которую в ближайшее время планировали испытать на ракете.В рамках летных испытаний выполнили, по разным данным, 35-40 пусков. Полноценные тесты с наведением и поражением реальной цели не проводились. Однако и упрощенная программа пусков показала необходимость доработок. Успешными признали не более 15 стартов.Тем не менее, весной 1945 г. разработчики проекта и военно-политическое руководство Третьего рейха высоко оценивали новую ракету и строили оптимистичные планы. В течение нескольких следующих месяцев планировали начать производство нового ЗРК, а затем поставить его на дежурство. Естественно, эти планы не были выполнены. Все материалы по проекту, изготовленные образцы и инфраструктура достались Союзникам.
При разработке ракеты Wasserfall за основу взяли конструкцию баллистической A-4 (V-2). Корпус уменьшили вдвое и построили на основе несущих баков. При этом сохранились исходные обводы и пара наборов плоскостей на внешней поверхности. Кроме того, использовались те же компоновочные решения. По мере развития проекта, конструкция незначительно менялась.Ракета получила специально разработанный однокамерный двигатель на жидком топливе. В качестве горючего использовался т.н. визоль из группы топлив на виниловом основании. От использования жидкого кислорода отказались. Вместо него окислителем выбрали красную дымящуюся азотную кислоту. Такие компоненты могли в течение достаточного времени храниться в баках без риска утечки и повреждения конструкции. На борту имелось 450 кг топлива и 1500 кг окислителя, которых должно было хватить на 42 с работы двигателя.В головном отсеке помещалась осколочно-фугасная боевая часть массой 235 кг, включавшая заряды твердого и жидкого взрывчатых веществ. Подрыв осуществлялся радиоуправляемым взрывателем. В дальнейшем планировалось разработать и внедрить автономный неконтактный взрыватель. Предполагалось, что такое боевое оснащение позволит поражать несколько бомбардировщиков или, как минимум, компенсировать промах.Для «Водопада» разрабатывалось несколько вариантов системы управления, и в итоге выбрали одну из самых простых. Ракета использовала радиокомандное управление. На борту имелись приемник команд и простейшие исполнительные механизмы. Управление в полете осуществлялось при помощи газовых (на малых скоростях) или аэродинамических рулей.
Технические особенности
Ракета поздней версии W-10 имела длину 6,13 м при диаметре корпуса 720 мм и размахе стабилизатора 1,6 м. Масса изделия достигала 3,5 т. Расчетная скорость – более 790 м/с. Дальность – 20-25 км, высота поражения целей – до 18 км.Наземная часть ЗРК включала пусковую установку и вспомогательные средства, два радиолокатора, операторский пульт, радиостанцию передачи команд и т.д. Был предложен любопытный способ управления и наведения, основанный на уже известных идеях. Две РЛС должны были одновременно следить за целью и ракетой. Метки от них выводились на общий экран. Оператор при помощи кнюппеля должен был совмещать две метки, выводя ракету на линию визирования. Вычислительная аппаратура преобразовывала движения органа управления в команды для ракеты. Также оператор отвечал за подрыв боевой части.
Объективная оценка
Все материалы по проекту «Водопад» весной 1945 г. достались победителям. Советские и американские специалисты тщательно изучили эту разработку и даже провели собственные испытания. В них использовались как трофейные ракеты, так и изделия, собранные самостоятельно по немецкой документации. Все это позволило определить реальные возможности и потенциал немецкой ракеты.По итогам изучения высокую оценку получили только решения в области двигателя и топливной системы. В отличие от других жидкостных ракет того времени, Wasserfall могла в течение некоторого времени нести дежурство в заправленном виде без каких-либо рисков. Выбранные компоненты топлива и конструкция двигателя представляли интерес для изучения.
Внимание привлекли расчетные летные характеристики ракеты. Дальность до 25 км и высотность 18 км позволяли бороться с любыми самолетами того времени. В этом отношении проект Wasserfall опережал все прочие разработки того времени.В остальном немецкая ракета ничем не могла удивить иностранных специалистов. Кроме того, быстро нашлись характерные недостатки как боеприпаса, так и наземных средств комплекса. Главной проблемой всего проекта являлся выбранный способ сопровождения цели и управления ракетой.Две РЛС и станция передачи команд, ввиду технического несовершенства, были подвержены воздействию помех. Если бы ЗРК Wasserfall дошел до боевого дежурства, на бомбардировщиках Союзников появились бы станции постановки помех. С их помощью летчики могли бы срывать обнаружение, сопровождение и наведение ракет, а также своевременный подрыв их боевых частей.Ракета «Водопад» и комплекс в целом основывались на ранних технологиях, из-за чего не отличались простотой производства и эксплуатации, а также дешевизной. При этом не все подобные недостатки можно было исправить путем внедрения новых материалов и решений. По сути, требовалась разработка проекта с нуля.
В результате ученые и конструкторы стран-победителей, изучив трофейные немецкие разработки, сделали выводы и взяли для дальнейшего развития лишь отдельные идеи и компоненты. От прочих наработок отказались ввиду отсутствия у них каких-либо перспектив и наличия более эффективных решений.В последние годы своего существования Третий рейх пытался одновременно разрабатывать сразу несколько перспективных зенитных ракет. Пять подобных проектов, в т.ч. комплекс с тяжелой ракетой Wasserfall, дошли до летных испытаний. Однако ни одна из этих ракет не дошла до серии, развертывания и боевого дежурства в войсках.Успешному завершению всех проектов помешал целый ряд факторов. Это было отсутствие требуемых технологий и необходимость их создания с нуля, общая сложность проектов, постоянная конкуренция за ограниченные ресурсы и т.д. Кроме того, свой вклад в ухудшение положения сделали постоянные авиаудары по заводам, для противодействия которым и создавались новые ЗРК.В итоге все проекты, включая «Водопад», оказались слишком сложными и потребовали слишком много времени. Завершить их до конца войны не удалось, и гитлеровский режим пал, не получив принципиально новую ПВО. При этом на фактически бесполезные проекты были потрачены ресурсы, необходимые другим отраслям и направлениям, что в некоторой мере ускорило крах нацистов. А все полезные наработки по проектам в результате достались победителям и в той или иной мере повлияли на дальнейшее развитие зенитных систем.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!