Мы, как когда-то в Великую Отечественную, наконец поняли важность артиллерий большой и особой мощности. Увы, тезис о том, что история повторяется, работает. Всё происходит примерно так же, как происходило тогда. СВО как современная копия той войны. Орудия есть, миномёт есть, на ЛБС они присутствуют.
И только сейчас, «с учётом опыта СВО», до нашего командования дошла мысль о том, что армии жизненно необходимы части и соединения артиллерии большой и особой мощности. И это при том, что наши офицеры прекрасно знают и Берлинскую операцию, и взятие Познани, и штурм Кёнигсберга. Эти операции изучают до сих пор в военных академиях мира.
Но я воспринимаю сообщение о формировании бригад с оптимизмом. Такие бригады необходимы прежде всего для уничтожения оборонительных сооружений противника в укрепрайонах. Значит, если исходить из предназначения бригад, мы будем продолжать проводить именно такие операции. Командование готовит соединения именно для такой работы.
Артиллеристы вам расскажут, почему мы проиграли Советско-финскую войну. При этом незадолго до этого разгромили японцев на Халкин-Голе. Знаменитая линия Маннергейма, которая была неприступной в 1940, продержалась всего 11 дней в июне 1944-го.
Достаточно было применить 305-мм гаубицы, которые пылились в арсеналах с 1917 (!) года, и 280-мм мортиры Бр-5. Всего пять дивизионов! Плюс огонь корабельных орудий Балтийского флота. Именно эти дивизионы и корабельные орудия превратили финскую оборону в руины.
Все финские ДОТы-миллионники превращались в труху. А тяжелые танки КВ и «Черчилли» доделывали работу артиллеристов. Штурмовики шли уже по пробитым «окнам» в обороне финнов. Открою маленький «секрет полишинеля». Красная Армия тогда использовала (с учётом потерянных)... около 500 штук 305-мм снарядов!
Справедливости ради замечу, что орудия большой и особой мощности не всегда так эффективны. Не существует в мире абсолютного оружия. Так, при уже упомянутом мною штурме Кёнигсберга по форту № 5 было 73 попадания 280-мм бетонобойных снарядов (280-мм мортира Бр-5). Однако зафиксировано всего два пробития.
А форт № 4 после попаданий 120 203-мм снарядов гаубиц Б-4 и 240 122-мм снарядов пушек Ф-19 вообще не пострадал, если не считать выбоин в стенах. Форт № 8 получил 78 попаданий 305-мм снарядами – и всего пять сквозных пробоин.
Кстати, не могу не вспомнить и о героизме советских защитников укреплений. Как-то подзабыли мы о героях обороны Ленинграда. А между тем 305-мм башенные установки «Красная Горка» действовали безотказно практически все дни обороны! А немцы их закидывали тяжелыми снарядами достаточно часто. Более сотни таких снарядов выдержала «Красная Горка».
А подвиг севастопольских батарей № 30 и № 35! Восемь месяцев под обстрелами всего, что только было у фашистов. Восемь месяцев под бомбами различных калибров. Башни стояли! Если бы не двухтонные снаряды 615-мм мортир… Под такими ударами не устояли бы никакие стены. Даже фортов Кёнигсберга. Но у нас таких орудий не было.
Сейчас кто-нибудь напишет, что автор путает артиллерию особой и большой мощности, которая не бывает стационарной и крепостной, которая не бывает мобильной. Или мобильную и береговую артиллерию. Можно ещё вспомнить железнодорожную арту.
Да, это действительно разные виды артиллерийских частей и соединений. Но я хочу показать мощь и эффективность таких орудий. А упоминание о наших героях я вообще считаю необходимым. Чтобы не забывали мы их, занятые решением своих проблем… Я предвижу, что сейчас найдётся «знаток», который нам расскажет о превосходстве немецких орудий над советскими. Не было превосходства! Мощность была сопоставима.
Есть для чего, есть из чего и есть кому
Итак, в российской армии создаются сразу несколько артиллерийских бригад большой мощности. После перехода в наступление необходимость таких соединений возросла в разы. Конечно, сравнивать те укрепления, что построили «немцы» в своих городах и посёлках, с крепостями Кёнигсберга и даже укреплениями Берлина не стоит.
Однако, как показывает опыт, полученный во время СВО при штурме серьёзных укрепов, даже 152-мм снаряды не всегда эффективны. Не говоря уже о более мелких калибрах. Чтобы взять такие укрепления, приходится платить жизнями наших бойцов.
В первоначальном, ещё сто лет назад определённом предназначении, задачей артиллерии большой мощности был не только штурм крепостей, но и работа по оборонительным сооружениям в тактической глубине обороны. Сегодня такие задачи сохраняются, хотя, по моему мнению, в приоритете всё-таки первая, главное – уничтожение инженерных сооружений.
Не секрет, что в зоне СВО уже существует артиллерийская бригада большой мощности, формирование которой почти завершено. Я имею в виду 17-ю бригаду. Остальные бригады пока в стадии формирования. Такие соединения будут входить в состав армейских корпусов. Кстати, необходимо напомнить и о том, что такая бригада была в российской армии и до войны. Это 45-я бригада.
Читателей, наверное, интересует состав бригады. Естественно, таких сведений мы не имеем, однако с уверенностью можно говорить о вооружении. Ничего нового. Это давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя сверхмощные «Пионы» (2С7) и «Малки» (2С7М). Не забыты и тяжелые миномёты «Тюльпан» (2С4).
Кроме этого, опять же исходя из специфики использования таких систем, в составе бригад будут мощные разведывательные подразделения, скорее всего, оснащённые современными разведывательными дронами, имеющие постоянную связь с космической разведкой и т. п. «Разбрасывать» такие мощные боеприпасы «куда Бог пошлёт» командиры дивизионов и бригад не будут.
Я далёк от мысли, что бригады появятся на ЛБС прямо завтра. Системы достаточно сложные, и для того, чтобы расчёты работали эффективно, необходимо время для боевого слаживания. Увы, но до сих пор мы ещё не смогли полностью раскрыть потенциал вышеупомянутых артиллерийских систем.
Почему именно такой необычный состав бригад?
Опять же возникают вопросы, на которые требуются чёткие ответы. И первый – это вопрос о орудиях и миномётах в одном соединении. Ведь предназначение этих систем разное. Действительно, «Тюльпаны» предназначены, прежде всего, для уничтожения хорошо оборудованной с инженерной точки зрения обороны. Уничтожения бетонированных целей и прочих укреплений, которые сложно брать без полного уничтожения.
При этом против миномётов будет направлена работа всей артиллерии противника. И вот тут-то и понадобятся «Пионы» и «Малки». Контрбатарейная борьба и защита наших систем. При этом никто не снимает с таких орудий задачи по уничтожению объектов в тактической глубине обороны. Эти системы вполне могут решать задачи по уничтожению личного состава и техники в районах сосредоточения.
Следующий вопрос о ВКС и БПЛА. Зачем нужны «Тюльпаны», если ВКС начали применять бомбы большого калибра? Во-первых, никто не принижает роли ВКС при уничтожении инженерных объектов обороны. Но что делать, когда какой-то объект не уничтожен или восстановлен? Ждать подготовки следующего налёта? Артиллерия имеет преимущество во времени! Командиры бригад могут переносить огонь гораздо оперативнее, чем это сделают лётчики.
БПЛА. Увы, дроны пока не обладают мощностью, достаточной для уничтожения серьёзных сооружений. Даже массированный налёт дронов не обеспечивает уничтожение серьёзного укрепа. Даже тяжелая бронетехника, попадание по которой так часто транслируют интернет-каналы сегодня, не всегда уничтожается. Да, дроны наносят повреждения, но они быстро устраняются в полевых условиях.
Ну и последнее. Не бывает ненужного вооружения. Особенно «на земле». Напишу банальность. Сколько бы ни работала артиллерия, сколько бы ни работали ВКС и все остальные, пока обычный боец-мотострелок, десантник, морпех, да любой штурмовик, в конце концов, не войдёт во вражеский окоп или блиндаж, позиция не взята. Там, где сидит пехотный «Вася», там и есть наши позиции.
Вместо заключения
Не открою никакого секрета, если скажу о том, что и «Пионы», и «Малки», и «Тюльпаны» используются российской армией практически с самого начала СВО. Отдельные орудия и дивизионы принимали участие в уничтожении инженерных сооружений в «Азовстали» в Мариуполе, завода «Заря» в Рубежном, завода «Азот» в Северодонецке. Ломали оборонительные сооружения в Артёмовске и Попасной…
Настало время, когда эти системы необходимо сконцентрировать. Именно бригады, обладающие маневренными артиллерийскими системами большой мощности, способны быстро решать проблемы, возникающие перед корпусами в процессе наступления. Сомнительно, что у Киева есть сооружения, способные противостоять мощи, которую мы скоро увидим в исполнении этих бригад. Наверное, только советские сооружения. Но мы их строили – и мы знаем, как их брать.
Ну и последнее. Я о «ящике Пандоры» в виде кассетных боеприпасов. «Малка» и «Пион» могут стрелять не только осколочно-фугасными или бетонобойными снарядами. Есть в их арсенале и кассетные боеприпасы. Представьте реакцию ВСУ на прилёт десятка снарядов весом 110 кг (обычный снаряд) в кассетном исполнении в пункт сбора, расположенный километров за 40-50 до ЛБС. Думаю, такой «коротенький привет» о «Малки» сильно поднимет боевой дух ВСУ...