Президент России Владимир Путин на днях заявил, что РФ «готова расширять работу по поставкам удобрений на мировые рынки». Отметив, что работа в этом направлении «идёт успешно, несмотря на искусственные препоны со стороны ряда стран». В этой связи, российская сторона в рамках зерновой сделки проработает «с генеральным секретарем ООН А. Гутерришем также вопрос возобновления работы аммиакопровода Тольятти - Одесса: поставки по этой артерии были бы выгодны всем сторонам». По данному продуктопроводу аммиак с ОАО «Тольятти-Азот» (Самарская область), наряду с той же продукцией АО «Минудобрения» из Россоши Воронежской области, поставляется на экспорт через Одесский портовый терминал «ОПЗ». Россия приостановила поставки по данному маршруту с 25 февраля 2022 г.Протяжённость данной артерии, действующей с 1980 года, - 2420 км, в том числе по российской территории - 1400 км; годовая мощность - до 2,6 млн. тонн: аммиакопровод был запущен на полную мощность ещё в совесткое время - весной 1981-го. Его маршрут проходит по пяти областям России - Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской. ЛНР и по 3-м — украинским. Экспорт амииака через Одессу осуществлялся, в основном, в США (не менее 50% объёма), во Францию (свыше 15%) и ещё примерно в 20 стран дальнего зарубежья. Российский сектор артерии эксплуатирует ПАО «Трансаммиак», украинский - УГП «Укрхимтрансаммиак».
Так много лет спустя
Памяти Арманда Хаммера
Напомним: по договоренностям СССР с компанией небезызвестного Арманда Хаммера «Оксидентл петролеум корпорэйшн» (ОРС) в 1973 году, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 июня 1975 года N2513 было предписано строительство означенного аммиакопровода: Тольятти — Россошь — Днепропетровск - Григорьевский лиман/Одесса. Для этого были поставлены с Запада трубы и смежное оборудование, закупленные по льготному кредиту в1975-76 гг. от группы финансовых структур США в 210 млн. долларов сроком на 25 лет. Кредит пролоббировала хаммеровская структура OPC. Аббревиатура означала Occidental Petroleum Company, но в СССР все причастные к сделке называли её обычно куда проще - Отделом рабочего снабжения. Действительно, не просто так Хаммера считали «любимым капиталистом СССР».
А.Хаммер пролоббировал и контракт по этим поставкам: он был заключен 16 октября 1975 г. с той же ОРС и французской «Антер.епоз» - давним партнером хаммеровской компании. Упомянутый кредит частично был использован для создания «Тольятти-Азота» - завода аммиака и карбамида в Тольятти. А также — одесского химического терминала «ОПЗ» в Григорьевском лимане. Характерно, что аммиакопровод вступил в действие в начале 80-х годов, несмотря на санкции Запада в связи с вводом советских войск в Афганистан.
Это тоже геополитика
Всё в итоге сложилось не в последнюю очередь потому что, во-первых, советско-российский аммиак поставлялся фактически по бессрочному контракту. И по ценам на 13-16% ниже мировых. А во-вторых — эти поставки, наряду с ростом советского импорта зерновых из США, а также Канады и Австралии в 70-х — 80-х, «привязывали» СССР к США и геополитически. Своего рода, отголосок такой привязки косвенно подтверждён и в упомянутой инициативе Российской Федерации по возобновлению работы аммиакопровода. Но ещё в 80-х, затем в 90-х, начале 2000-х годах и позже профильные российские эксперты предлагали взамен использования этой артерии создать аммиакопровод из Тольятти - через Россошь - к Новороссийску, Калининграду, Тамани, Туапсе или Темрюку. Причём предлагалось соорудить там же терминалы для экспорта продуктов наливной химии. Проходили неоднократные конференции, общественные слушания по этим проектам, что периодически продолжается и поныне. Но пока суд да дело, продуктопровод к Одессе работал до последнего времени вполне исправно. При этом Украина ежегодно получала от России за транзит аммиака до 100 млн. долларов, а экспортная выручка РФ за экспорт по этому маршруту составляла до 2,4 млрд. долларов в год.А, например, запланированный российский терминал для экспорта «жидкой химии» в порту Тамани — проект начала 2000-х - поныне так и не реализован. И пока даже не планируется его соединить продуктопроводом с российскими производителями аммиака и смежной продукции.Характерно также, что этот и другие аналогичные проекты зачастую сопровождаются протестами со стороны российских экологов, местных защитников окружающей среды. Не исключено, что эти протесты инициированы, скажем так, «адептами» бессрочного транзита российской нефтегазовой и химпродукции именно через Украину.
Ситуация с Таманским химическим терминалом (на фото - его дублёр в Туапсе) может быть связана и с тем, что, по сообщениям ряда зарубежных СМИ, всё та же американская «Occidental Petroleum» фактически обладает частью собственности в аммиакопроводе Тольятти - Одесса, в том числе в Одесском аммиачном терминале. И потому она категорически против иных маршрутов для экспорта этого продукта из России. Если это именно так, то цель очевидна: навсегда привязать российский аммиачный транзит и экспорт, соответственно, к Украине и США. Чему наверняка поспособствует возобновление работы той же артерии.Вот и получается, что, мягко говоря, недружественная России Украина обладает и, скорее всего, будет и впредь обладать транзитом не только российских нефти и газа, поставляемых в Европу...
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!