Франция очень активно пытается войти на мировой рынок продажи вооружений с самолетами "Рафаль", пытаясь потеснить российские самолеты в странах Средней Азии, исконных пользователей советского и российских вооружений.Видимо, очень хочется денег. Особенно после того, как США и Великобритания лихо обыграли Францию в теме поставок подводных лодок для Австралии. Напомним, французский подрядчик Naval Group должен был поставить Австралии 12 подлодок, стоимость контракта составляла $66 млрд. Однако теперь Австралия заключила партнерство с США и Великобританией, которые помогут ей построить атомные подлодки меньшим числом (8 единиц) и немного дороже.
Тем не менее, французы рванули осваивать новые рынки и сегодня те же французские автомобили можно увидеть в армиях стран бывшего СНГ. А Украина так и вообще стала полигоном для испытаний французской техники, так что неудивительно, что компании из Франции изо всех сил пытаются обменять свою продукцию на доллары и евро.Неудивительно, что после успеха в Индии (если это можно так назвать) с поставкой индийским ВВС «Рафалей», захотелось еще. И коль Россия вроде как проиграла тендер, то почему бы не подвинуть ее и в других местах? Ну вообще все логично.И вот осенью этого года французские эмиссары зачастили в Казахстан и Узбекистан. Ну очень интересно было бы поставить «Рафали» еще и этим республикам, благо, интерес они проявляли.Более того, когда парни из «Dassault Aviation» реально почуяли запах денег, то ввели в бой тяжелую артиллерию. Казахстан и Узбекистан посетил сам президент Макрон. Случилось это 1 и 2 ноября, а 21 и 29 ноября состоялись ответные визиты президентов Мирзиёева и Токаева соответственно. И там, где за пловом, где за бешбармаком, а где за кофе с круассанами шел разговор о том, что да, неплохо было бы обновить авиапарк…На самом деле, и Казахстан, и Узбекистан, имеют на балансе довольно много реального авиахлама в виде МиГ-29, Су-27, Су-17, МиГ-25 и МиГ-23. Кое-что из этого ассортимента еще проходило обслуживание и модернизацию у беларусов в Барановичах, но в основном это «мертвые души», которые только числятся, а реальной пользы от них немного, потому что техника эта еще советская, с тех времен.Учитывая, что сейчас все откровенно дружат не с Россией, план был в целом неплох. И двустороннее сотрудничество Франции с республиками Средней Азии смотрелось весьма логично и обоснованно. И после ответных визитов глав РК и РУ в Париж французы почувствовали себя весьма уверенно. Подоплека понятна: конечно, европейский «Рафаль» много лучше любого российского самолета. Просто потому, что он европейский. Да и ясно, что с покупкой европейских ценностей покупаются еще и отношения, не так ли?Ну и понемногу французы начали праздновать победу на рынке вооружений. И в конце ноября канал BFM TV начал вещать в направлении того, что вот такая ситуация: республики из Средней Азии хотят новые самолеты и рассматривают европейских поставщиков. А французы не причем вроде как, но помочь за полновесные евро вполне готовы.Хорошо было спланировано, типа «не виноватая я, он сам пришел!». Хотя и соврали французы не слишком сильно, действительно, желание обновить парк имело место, причем, у Казахстана даже сильнее, чем у Узбекистана, потому что Ташкент получил в 2021 году 12 истребителей Су-30СМ.Потому у парней из «Dassault Aviation» да еще и при поддержке Макрона шансы были. В принципе, это нормлаьно, когда президент поддерживает своих производителей и на высшем уровне торгует. Есть президенты, которые торгуют газом, есть которые торгуют нефтью, есть которые торгуют резаной и крашеной бумагой. У кого что под рукой. Учитывая среднюю стоимость «Рафаля» в районе 100 миллионов долларов, а продавать меньше эскадрильи (12 штук плюс учебно-тренировочные минимум 2 штуки) смысла нет, а вооружение, запчасти, обслуживание, обучение летчиков и техников… В общем, реально пахло миллиардом, да не одним. Был резон президента припахивать.Макрон, конечно, свое отработал. Умеет, не отнять. Но вот беда: казахи и узбеки немного не такие, как индийцы. Индийцы, они, конечно, не очень богатые в массе своей (точнее, там основная масса как раз нищих), но являются одним из крупнейших покупателей вооружения в мире. А потому у них свое видение того, как все должно происходить и свои условия. Правда, французы их с «Рафалями» «кинули», потому что главное условие индийской стороны – производство на территории Индии вызвало ответ «европартнеров»: производства не будет. Но Казахстану и Узбекистану этого и не надо, потому что производить им негде. Если от СССР Узбекистану и достался Ташкенский авиазавод, то увы, но в авиапромышленность господа узбеки не смогли, и, сорвав заказы для Украины и Китая, завод развалили, обанкротили и его остатки используют в качестве механического вагоноремонтного завода. А у казахов и того не было.Потому задача по приобретению самолетов начинала играть интересными красками. Самолеты необходимо обслуживать, ремонтировать и ремонтировать капитально. Одно дело, когда такое делается на российских заводах, до которых и всего-то пара тысяч километров, другое – когда речь идет о белорусских, до которых три тысячи, и совсем иное – французские предприятия, расстояние до которых более пяти тысяч километров.То есть, по-хорошему, для «Рафалей» надо организовывать ремонтную базу на месте. И готовить для нее специалистов. В Индии с этим проще: там все-таки есть промышленность, которая выпускает сложную технику от автомобилей до самолетов. То есть, есть оборудование, кадры рабочие и инженерные, плюс кадры, которые готовят рабочие и инженерные кадры. Технологическая цепочка во всей своей красе.Ничего подобного в Казахстане и Узбекистане не наблюдается, более того, сегодня в этих республиках наблюдается реальный кадровый голод именно в плане инженерного состава, который на 95% состоял из русских. Сегодня русские покидают Казахстан под давлением местных, откровенно антирусски настроенных националистов, о чем просто заполошно рассказывают многие ресурсы. Да, руководство Казахстана делает вид, что ничего не происходит, обвиняет во всем (привычно уже) российскую сторону, но это совершенно не меняет дела. И кадровый голод в инженерном составе – привычная картина для РК и РУ, причем, в любой отрасли, не только в авиации.А в конкретно взятом случае необходимы не просто техники и инженеры, а техники и инженеры со знанием языка. Французского или на худой конец, английского. Думаю, что вся техническая документация по «Рафалю» переведена на английский язык для ВВС Индии. А вот кто станет переводить на казахский, которого сами казахи не знают – это вопрос. И не дай бог, это будут делать сами казахи, получится хлеще, чем в свое время у нас.В 2018 году было смешно, когда «специалисты» Университета Гражданской Авиации (г. С-Петербург, бывшая Академия ГА) решили сделать доброе дело и перевели QRH - сборник действий в аварийных ситуациях учебного самолета DA-42 на русский язык. Дело сделали, утвердили, и разослали по учебным заведениям - государственным летным училищам гражданской авиации России.Страницы из этого труда облетели весь интернет и вызвали здоровую реакцию у людей летающих, поскольку, например, «эксперты» из Университета ГА предлагали курсанту, если у него вдруг случится пожар в кабине на высоте более 10.000 футов первым делом включить подачу кислорода, затем убрать шасси и выдерживая «скорость по требованию» лететь на ближайший аэродром.И это в России, где как бы много авиационных и гуманитарных учебных заведений. То есть, должны быть по идее люди, которые понимают, что такое самолет и знают иностранные языки.Как это будет выглядеть в Казахстане и Узбекистане, представить сложно. Будет та еще «Тысяча и одна ночь» в самом жутком варианте.В Казахстане, видимо, хорошо подумали, и решили не рисковать. И в конце ноября, сразу после визита Токаева к Макрону объявили, что будут покупать Су-30СМ. А «Рафали»… А что «Рафали»? «Никакие переговоры по данному вопросу не проводились. Планов у нас таких и не было», — заместитель главнокомандующего силами воздушной обороны страны по вооружению, начальник главного управления вооружения Ержан Нильдибаев.Вот так. Никто не собирался покупать «Рафали». Даже в планах такого не было. Так, посидели за кофе, поговорили ни о чем, но несерьезно.Правда, Нильдибаев потом добавил, что «Поэтому, выбирая вопрос цена — качество, мы пока остаемся на самолете Су-30СМ».То есть, все-таки планы определенные строили и думы думали. Своеобразный народ, соседи наши. Но вообще история – один в один образца 2002 года с Алжиром. Одним из бывших крупнейших покупателей российского оружия. Тогда туда тоже сунулись с «Рафалями» и долго кружили в танце алжирцев, уговаривая купить «Рафаль» вместо Су-30МКА. Однако Алжир предпочел Су-30МКА, весьма грамотно аргументировав отказ: у Су-30 дальность действия на 1 000 км больше, чем у «Рафаля» при той же скорости и грузоподъемности по вооружению, и российский самолет имеет преимущество в виде отклоняемого вектора тяги.Ну и цена. Тут надо понимать, что как пока что член ОДКБ, Казахстан имеет очень большие скидки на российское вооружение. Я бы сказал – огромные скидки. «Рафаль же будет поставляться по максимальной цене, так как кроме самолетов, боеприпасов и запчастей потребуются программы обучения всего летного и технического состава. А это стоит дорого. Да и вообще, «Рафаль» - дорогая машина не только в покупке, но и в эксплуатации. Об этом говорят давно.Вот и вопрос: нужен ли ВВС Казахстана очень дорогой в покупке, очень дорогой в эксплуатации и при этом ну не назвать «Рафаль» верхом технического совершенства. Крепкий такой середнячок, вот только за его стоимость можно купить два Су-30СМ, самой последней модификации. А если хорошо попросить - то и три.Но главное – казахстанские техники и инженеры давно (всю независимую историю Казахстана) эксплуатируют машины КБ Сухого. И за 20 с лишним лет реально можно освоить матчасть любого самолета. Так что Су-30 – это действительно привычнее и дешевле. И под МиГи и Су есть все: кадры, инфраструктура, склады и так далее. Под французские самолеты нет ничего, и все будет только за деньги. Тут стоит вспомнить, как индийские военные с некоторым обалдением узнали, что у «Рафалей» своя система дозаправки и для того, чтобы самолеты можно было заправлять в воздухе, «всего-то» придется прикупить воздушные танкеры с соответствующим оборудованием.Это самый роскошный пример, когда рулить военными закупками начинают политики.Сложно сказать, что происходило в Казахстане и как тамошние военные выруливали ситуацию, когда им сообщили, что с «Рафалями» все складывается успешно, но думаю, в казахском языке таких слов нет и пришлось задействовать великий и могучий, благо, его в высших эшелонах власти еще пока используют.В общем, у казахстанских военных как-то получилось привести в чувство политиков, которые уже явно берегов не видели. Видимо, военным бюджет важнее политических амбиций антироссийского характера, и они прекрасно (лучше политиков) соображают, что «дешево и сердито» - это Су-30, а не «Рафаль».И вообще, дешево – это не про французское оружие. Достаточно посмотреть в ценовые таблицы, где можно узреть, что «Рафаль» - один из самых дорогих самолетов в классе. До 124 млн. долларов. Европейский же «Тайфун» - 120 млн. долларов. А все остальные типа F-15, Су-30 – это 45-55 млн. долларов.В общем, казахи одумались и решили, что еще пачка Су-30 к уже имеющимся – это интереснее, чем грохать огромные суммы на «Рафали». Так что в активе у Макрона бешбармак, в остальном – увы.В Узбекистане все абсолютно идентично, разница с Казахстаном в том, что в 2021 году ВВС Узбекистана уже получили новые Су-30СМ, что в целом делает ситуацию с закупкой «Рафалей» откровенно политическим шагом.То, что получив по носу в Казахстане, дельцы из «Dassault Aviation» продолжили танцевать теперь с узбекскими ВВС, понятно. Вся загвоздка в том, что военные Узбекистана рассматривали покупку еще каких-то самолетов в дополнение к Су-30. В «прицеле» были и «Рафали», и южнокорейские KAI FA-50.Но Южнокорейский самолет – это машина совсем иного класса. Это одноклассник легких самолетов типа JAS-39 или Як-130. Да, он весьма щедро нафарширован продвинутой электроникой, но его вооружение – это в основном прошлый век. И все те же проблемы, что и с «Рафалем»: кто будет обслуживать этот высокотехнологичный самолет? Узбекские техники с МиГ-29? В общем, проблемы все те же.И еще один нюанс. Даже если и сложилось бы, заключение контрактов не гарантировало бы быстрого их исполнения. Есть информация о том, что производственные мощности «Dassault Aviation» загружены на несколько лет вперед. Более того, самолеты, которые еще находятся на балансе ВВС Франции, но которые можно было бы продать, тоже вроде как расписаны по покупателям. В общем, бизнес идет.И понятно, почему президент Франции Макрон так активно участвует в продвижении французского оружия на мировой рынок. ВПК каждой страны, производящей оружие – это инструмент как зарабатывания денег в бюджет страны, так и зарабатывания политических очков руководством.В общем, учитывая политическую ситуацию и отношения России с соседями, вариант продавливания Макроном последних вполне реален. И Казахстан с Узбекистаном вполне могли бы попробовать сменить российские самолеты на французские, но… Но для этого у республик должны были бы быть две вещи: большие деньги и подготовленные кадры. Сомнительно, что у наших соседей есть и то, и другое. Так что «Рафали», «пролетевшие» мимо казахстанского бюджета, скорее всего, «пролетят» мимо кассы и в Узбекистане.