Напомним, после начала СВО 24 февраля этого года коллективный Запад ввёл против нашей страны тотальные санкции. Одним из первых шагов стала заморозка золотовалютных резервов, размещённых в западных странах. Речь идёт непосредственно о банковских металлах, а также других активах: деньгах, ценных бумагах и так далее. В Европе вне доступа РФ оказались резервы на 300 млрд евро.
Сейчас глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорит о том, что ЕС ищет юридическое обоснование, чтобы конфисковать замороженные российские резервы. Одновременно еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил, что Европа будет держать золотовалютные резервы России как гарантию того, что наша страна восстановит Украину.
Вчера, 31 октября, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Россия не оставляет надежды вернуть замороженные средства. Действия Запада он назвал «актом международного воровства».
Мы попросили экспертов оценить шансы нашей страны на возвращение замороженных резервов.
Способ есть
Способ вернуть замороженные резервы есть, однако наша страна пока этим способом не пользуется, считает доктор экономических наук Анатолий Лейрих.
Речь идёт о «принудительных» взаимозачётах.
«Россия и Европа продолжают экономические отношения во многих отраслях. А они сопоставимы с объёмом замороженных резервов. Таким образом, у нашей страны есть возможность применять взаимозачёт с европейскими партнёрами, используя замороженные активы», — высказался в разговоре экономист.
По его словам, Россия, желая соблюдать договорённости и правила, не использует эту возможность. Чего не скажешь о Западе, где госпожа фон дер Ляйен ищет юридическое обоснование, чтобы присвоить наши средства.
«Но, судя по тому, как она это говорит, легального механизма у них нет. А это значит, что в отличие от нас они не собираются соблюдать ни законы, ни договорённости. Ну а раз так, то нас вообще не должна волновать их реакция на взаимозачёты за счёт наших замороженных резервов», — сказал Лейрих.
Надежда есть
Политолог Константин Калачев считает, что пока между Европой и Россией «не сгорели все мосты», шансы на возвращение российских резервов есть. Речь идёт о достижении некого компромисса.
«Компромисс — это всегда взаимные уступки. Следовательно, и надежда на возвращение наших золотовалютных резервов есть. Однако, если мы не сможем договориться, в Европе точно начнут решать вопрос об экспроприации наших средств», — высказал точку зрения политолог.
Сейчас, по словам Калачева, ЕС рассматривает присвоение замороженных резервов России в качестве формы репарации.
«Россия не оставляет надежды вернуть свои резервы, но сейчас ситуация неопределённая, потому что никто не знает, чем закончится конфликт. Понятно, что он должен быть закончен за столом переговоров. И вопрос в том, какие обязательства стороны будут брать на себя по их итогам, и будут ли брать вообще. То есть либо всё будет происходить по модели, которую предлагает Россия: капитуляция Украины, мы забираем бывшие украинские земли и ничего не должны, — либо всё же речь пойдёт о каких-то компромиссах», — пояснил Калачев.
Нам нужна победа
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров уверен, что победа России над Западом в гибридной войне — это залог того, что мы сможем вернуть замороженные резервы.
Однако он считает, что это маловероятно. Скорее всего, по мнению политолога, нас ждёт очередная холодная война, которая может растянуться на десятилетия.
Ещё одним сценарием возвращения наших резервов он назвал ситуацию, когда континентальная Европа рассорится с США и Великобританией.
«Это может произойти, если европейцы ради сохранения связей с Россией пойдут на конфронтацию с англосаксами. Тогда ради сотрудничества с нашей страной они могут снять санкции. Но такое развитие событий тоже маловероятно», — пояснил эксперт.
Не стоит жалеть
По мнению Шадрова, России не стоит жалеть о потере своих резервов.
«Думаю, нашей стране нужно попрощаться с замороженными золотовалютными резервами. И жалеть об этом не нужно. Дело в том, что проценты, которые мы получали за размещение своих активов на Западе, были даже ниже уровня общемировой инфляции. Иными словами, какой-то особо выгоды это нам не приносило. Нужно было менять нашу экономическую политику раньше, но это означает, что раньше нужно было менять и отношение к Украине, Европе и вообще к Западу», — высказал мнение политолог.
Он отметил, что Россия сейчас начала активно отстаивать собственные интересы. Такая внешняя политика нашей страны привела бы к потерям в любом случае.
«При таких условиях соломку подстелить невозможно», — резюмировал Шадров.
Андрей Мединский