Новые символы Европы
23 ноября европейские парламентарии ожидаемо единодушно приняли резолюцию о признании России «государством – спонсором терроризма и государством, применяющим средства терроризма». 494 депутата проголосовали за документ, против проголосовали 58 и оставшиеся 44 воздержались. Не понятно, считается ли теперь Россия террористической страной, но даже эти обвинения видятся очень тяжелыми. Каждого россиянина, как налогоплательщика, по логике европейцев теперь можно считать спонсором террористов. И это после многолетней кровавой борьбы России с террором на Кавказе. После уничтожения «игиловцев» (запрещённая в РФ организация) в Сирии. Никто от европейских политических лидеров и не ждал иного, но всё равно подобные события вызывают приступы тошноты. С этими же людьми наши дипломаты имели дело. Руки, наверное, пожимали при встрече. Но это всё эмоции. Попробуем хладнокровно взглянуть на ситуацию.
Европарламент действует последовательно. Общественность и в самой Европе, и на Украине требует громких заявлений и демаршей. Была бы воля, Россию признали бы спонсором террористов ещё 25 февраля, но правила игры требуют постепенного выкладывания козырей. Иначе спустя некоторое время просто нечем будет крыть. В бесконечной череде пронацистских событий недавно промелькнула Премия имени Андрея Сахарова, которую европейские законотворцы вручили «смелому народу Украины в лице своего президента, избранных лидеров и гражданского общества». Премия небольшая, всего 50 тыс. евро, но символичная. Здесь смешивается всё – и советское наследие, и украинское «самоопределение», и традиционная антироссийская повестка. В числе претендентов на премию, помимо украинской стороны, был Джулиан Ассанж и малоизвестная правозащитная комиссия из Колумбии. Но кто в здравом уме в Европе выдал бы премию Ассанжу, которому в США грозит до 175 лет тюрьмы? А Колумбия? Кого сейчас вообще интересуют проблемы Колумбии? Комитет Сахаровской премии традиционно неравнодушен к постсоветскому пространству и самой России – за годы существования шесть раз награждали выходцев из этих стран. В этой же обойме попытка европарламентариев конфисковать замороженные активы России в Европе. С идеей депутаты выступили ещё в мае, но пока о практических шагах не слышно. Впрочем, надеяться на возвращение средств России может только наивный.
Решение Европарламента о признании России страной, спонсирующей терроризм, стало своеобразным ответом на ракетные удары 15 ноября по украинской энергетической системе. Это были самые мощные удары с начала всей спецоперации. Европе следовало реагировать, и она отреагировала. Не поставками комплексов ПВО, а резонансным заявлением, которое никого кроме Зеленского с сообщниками не порадует. Поставили галочку и довольно. Как это сделала месяцем ранее Парламентская Ассамблея Совета Европы – с 13 октября россияне, по мнению этих ребят, также спонсируют террористов. Шума от таких заявлений много. Общеевропейские депутаты не просто прировняли россиян к террористам, но и сочинили рекомендации для Европейского Союза. В частности, просят создать специальную базу для государств, спонсирующих терроризм, и включить в неё Россию в первую очередь. Кремль настолько удивил впечатлительную европейскую публику, что теперь они требуют для страны отдельные законодательные акты. Новая институция «повлечёт за собой ряд существенных ограничительных мер в отношении этих стран и будет иметь серьёзные ограничительные последствия для отношений ЕС с этими странами». Кстати, и Палата представителей, и Сенат США ранее призвали Энтони Блинкена сделать аналогичное. Госдепартамент пока молчит. Пока молчит и Евросоюз. Примерно так же они отмалчивались на октябрьскую резолюцию Европарламента о масштабном увеличении военной помощи киевскому режиму. Все эти инициативы депутатов больше похожи на лай Моськи на слона. Или, как выразились в российском Совете Федерации, на «имитацию бурной антироссийской деятельности». Удивительно, но у Европарламента есть и вполне здравые идеи в портфолио. Например, по требованию депутатов к концу 2024 года все мобильные устройства, планшеты и камеры, продаваемые в Евросоюзе, должны быть оснащены зарядными устройствами USB Type-C. Хорошая мысль. Занимались бы подобным, а не тужили из себя мировых арбитров, определяющих, кто здесь террорист, а кто нет.
Европейское расщепление
Вслед за общеевропейскими депутатами ожидается массовая солидарность парламентов отдельных стран ЕС. Последователи уже есть – парламент Нидерландов признал Россию государством-спонсором терроризма. Аналогично документу Европарламента, никакой юридической силы у заявления нет. Собственно, поэтому голландцы так смело и разбрасываются обвинениями. Впереди всех оказались народные избранники из Латвии, Литвы, Польши, Эстонии и Чехии – они решили, что россияне спонсируют терроризм ещё до официальной позиции Европарламента.
Несмотря на ничтожный «выхлоп» всех заявлений, возникают закономерные вопросы к европейским парламентариям. Вы в своём уме? Европейский союз исправно платит «Газпромбанку» за газ и нефть. Эти деньги, по иезуитской логике европейцев, идут на обеспечение того самого «спонсорства терроризма». Денежное довольствие военнослужащим и обеспечение госзаказа из воздуха не берётся. Вдогонку к признанию России пособником террористов придётся принимать аналогичный акт для Венгрии, Германии, Австрии, Греции и прочих приоритетных партнёров, не задерживающих выплаты за поставки российских углеводородов. Без этого заявления Европарламент себя дискредитирует.
В единой некогда Европе намечается расщепление. Называйте его политическим или идеологическим, как хотите. Мы видим проявление пресловутой Realpolitik от исполнительной власти отдельных стран и совершенное витание в облаках от законодательной. Ни к чему не обязывающие декларации, призывы к бойкоту и ужесточению санкций. Москве становится гораздо проще и выгоднее вообще не контактировать ни с Евросоюзом, ни тем более с Европарламентом, а спускаться на уровень национальных правительств. Похожий подход демонстрируют и европейские партнёры, начиная с Италии и заканчивая Венгрией. Европейцы всегда отличались здоровым прагматизмом.
Парадоксально, что хозяин западного мира – Соединенные Штаты – пока даже не думает объявлять Россию не только террористической державой, но даже и спонсором. При этом у американцев есть соответствующий закон, регламентирующий чёткие признаки для включения государства в список спонсоров террористов. Россия, понятное дело, ни под один параметров не подходит. По каким признакам Европарламент определил спонсорство России, не понятно. Вот, к примеру, Иран в списке финансирующих терроризм. Ему Вашингтон вменяет с 1984 года поддержку целого сонма исламских фундаменталистов по всему Ближнему Востоку. Сирия попала в список ещё раньше – в 1979 году. Госдепартамент обвиняет Дамаск в поддержке палестинского ХАМАС и прочих мелких террористических группировок. Даже безобидная с виду Куба оказывается также в чёрном списке финансистов террористов. Гаване прилетело за предоставление убежища бойцам баскской группировки ЭТА и революционерам из Колумбии. А с Россией как быть? Признать добровольческие батальоны, наподобие группы «Вагнера» и 141-го специального полка имени А. А. Кадырова, террористическими, а потом объявить Россию спонсором? Что-то подобное предлагает провернуть Европарламент. Абсурдность этого понимают в США и уже неоднократно отвергали идеи о включении России в чёрный список. А местные законотворцы действуют с какой-то маниакальной одержимостью. Сначала в 2018 году пытались связать отравление Скрипалей с террористической деятельностью. Не удалось. Спустя два года новая инициатива – на этот раз за мнимую поддержку «Талибана» (запрещён в РФ), не менее мнимое вмешательство в американские выборы и прочую ерунду. Снова не вышло. И, наконец, в 2022 году Госдепартамент просто завалили требованиями признать-таки Россию спонсором террористов. Начиная от Зеленского и заканчивая мелкими сенаторами. Снова не получилось. Во многом потому, что это будет простой формальностью – на страну уже наложены санкции, сравнимые по тяжести со «спонсорскими». Упоминаемый Иран американскими ограничениями обложен гораздо слабее России, но это не мешает никому на Западе называть его «пособником террора». Именно поэтому ни Евросоюз, ни Госдепартамент США, ни исполнительная власть в Европе никогда не признает Россию спонсором терроризма. Запад постепенно приближается к потолку своих возможностей в санкционном давлении на Кремль, а с ним возрастает и страх перед ответными мерами.
Вернёмся к вопросу из заголовка – что теперь делать? Ничего. Сосредоточиться и не обращать внимания на клоунов, называющих себя европейскими парламентариями.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!