Тем не менее, есть моменты, которые очевидны уже сейчас. Касаются они даже не самой следки, а формата мирового рынка продовольствия в целом, который под влиянием происходящих событий меняется.
Уже очевидно, что по итогам общения глав России и Турции продление «зерновой сделки» находится под большим вопросом.
Ею, как минимум с российской стороны, недоволен практически никто – ни президент, ни даже конструктивный российский МИД. И причины здесь очевидны.
Прежде всего коллективный Запад очевидно не выполняет свою часть сделки, условием которой было снятие санкций с зернового экспорта России.
Далее – и Украина, и Запад точно так же не выполнили своих обязательств по экспорту аммиака. Ну, и тот факт, что экспортируемое зерно отправляется отнюдь не в страны третьего мира, а в Евросоюз, также вполне очевидная причина.
Кроме того, после теракта на Крымском мосту, взрывчатка для которого вывозилась в Болгарию из порта Одессы (скорее всего, в рамках перемещения кораблей по зерновой сделки), её продление ещё более осложнилось.
В итоге, скорее всего, к концу осени украинские порты, участвующие в зерновой сделке, снова будут закрыты. А зерно с Украины начнёт поступать сугубо на рынок ЕС посредством железных и автомобильных дорог.
В общем-то, туда оно и шло всё это время: Америка и Европа интересами бедных стран просто прикрывались, когда продвигали зерновую сделку, и это уже давно очевидно.
Теперь же зерно из России для бедных стран начнут поставлять Турция и сама Россия.
По словам турецкого президента, это зерно осчастливит нуждающиеся страны.
Всё это будет оплачиваться, судя по всему, через всё ту же Турцию, а ещё, возможно, через Катар. Он, в свою очередь, вполне способен начать осуществлять кредитование тех, кто покупает зерно из РФ.
Для турецкой стороны такая сделка носит крайне выгодный характер: Эрдоган славится умением одновременно зарабатывать на всех сторонах. До этого он зарабатывал на Украине, а сейчас начнёт зарабатывать в партнёрстве с Россией.
Но и для самой России такой расклад выгоден.
Прежде всего – это возможность начать полноценный экспорт своего небывалого урожая, в котором одного пищевого зерна в районе полутора сотен млн тонн, и это не считая фуража.
Нельзя игнорировать и вопрос престижа России для африканских и ближневосточных стран, который от этого запредельно вырастет.
Ну, и главное: для России это возможность захвата рынков, ранее занимаемых Украиной, а также выхода на новые рынки.
Что касается политической стороны вопроса, то высокое значение имеет то, что поставка зерна для бедных стран будет происходить как без Америки и Евросоюза и ЕС, так и без ООН.
Помимо этого, РФ вполне способна претендовать на позицию Украины в качестве главного поставщика подсолнечного масла на мировой рынок.
Что, в общем-то, вполне логично после того, как новые территории, на которых ранее выращивалась четверть урожая подсолнечника Украины, вошли в состав РФ.
Да ещё и правительство РФ намерено выделить на развитие масличных культур в нашей стране 4,8 млрд рублей, которые, скорее всего, будут распределены среди четырёх десятков регионов для наращивания объёмов производства не только подсолнечника, но и сои, льна и рапса на почти 2 млн тонн в год.
Урожай подсолнечника, который прогнозируют в России к концу текущего года, может достичь 15 млн тонн. Это сопоставимо с тем, что собрали на Украине в прошлом году, и даже больше.
На новых территориях ожидается не менее 3,3 млн тонн, что и вовсе делает превосходство подавляющим. Так что выдавливание Украины и из этого сегмента мирового рынка продовольствия – задача вполне достижимая.
Россия имеет все возможности для выхода на первое место мирового экспортного рынка, как минимум, по подсолнечному маслу, а, возможно, и по зерну.
Что до нынешней Украины, то он может стать неким «масличным сателлитом ЕС». Конечно, если события будут развиваться в том же направлении.
Павел Кухмиров