Обычно, когда говорят о русском расколе, то имеют в виду Церковный раскол XVII века. Но на самом деле тот раскол бы лишь предтечей полного раскола страны на правящий класс и народ. Такой раскол начался в царствование Петра I. И продолжался на протяжении всей русской истории, дойдя до наших дней. Вот и посмотрим, как это было и что стало.
Никонианцы и старообрядцы
В XVII веке произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона. Это и получило название раскола. Когда после Смутного времени при Михаиле и Алексее Романовых во все сферы жизни стали проникать иноземные новшества, русские люди всё равно оставались ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Повсюду говорилось:
«Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь – Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»
Но власти всё чаще стали звать в Москву «духовных учителей» – греков, хотя на них часть общества смотрела свысока, так как знали, что греки малодушно заключили в 1439 году во Флоренции унию с папой римским. Но когда Никона, который убедил Алексея Михайловича в необходимости церковной реформы, упрекали в папизме, он отвечал:
«За доброе отчего и папу не почитать?»
Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги, Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими. И что же? Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшем Троицу. И вот в 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а в книгах было велено печатать «Иисус». Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали. Священный Собор 1654 года с участием царя и Боярской думы одобрил начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх сносил с пути. Люди патриарха насильно вламывались в дома посадских жителей, купцов, дворян и даже бояр, забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. Народ воспринял новшества, как посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» и «старообрядцев». От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь воевода Мещериков держал в осаде семь лет (1668–1676), пока не взял его и не перевешал всех мятежников. Вождь старообрядцев протопоп Аввакум объявил скорый приход конца света, а царя и патриарха назвал – «двумя рогами Антихриста». Старообрядчество захватило все слои населения – от крестьян до бояр. Например, боярыня Морозова была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. Тогда её, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск. Этот момент запечатлен на картине Сурикова «Боярыня Морозова».Церковный Собор 1666–1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь.
Пётр и бояре
«Уздой железной Россию поднял на дыбы»
– так про Петра I писал Пушкин. Но мне бы хотелось в данном случае вместо слов «поднял на дыбы», написать «поднял на дыбу»! Потому что пытали и казнили во времена этого царя много и со вкусом. И не будем ссылаться на то, что, мол, время было ! Даже по меркам того времени Пётр I выглядит чудовищно. Вот только о его темных делах не принято вспоминать. А ведь, подавляя бунт стрельцов, царь Пётр лично рубил головы бунтовщиков топором и то же заставлял делать своих приближённых. В зрелом возрасте пытал собственного сына Алексея. И это только общеизвестные истории. Менее известно то, как царь расправился с майором Преображенского полка Степаном Глебовым. Пётр пятнадцать часов наблюдал из тёплой кареты, как тот – «сердечный друг» нелюбимой жены царя Евдокии умирал на неструганном «персидском» колу. И это после 16 дней пыток. После чего Петр отдал приказ – «учинить жестокую смертную казнь». А вот расправы весны 1718 года были связаны с расследованием измены царевича Алексея. Пётр обещал сыну сохранить жизнь, но слово не сдержал и лично пытал его. Именно от пытки Алексей и умер. Ну, ладно, возразят некоторые, зато он преобразовал Россию. Но и тут не всё так просто. Скажем, в школах учат, что Петр создал русский флот. Но, как утверждают историки, строил он корабли на скорую руку, не выдерживая технологию, и через три года после его смерти у России осталось только три корабля. Население при Петре сократилось. Он уничтожал русское купечество и русских ремесленников, и дело вовсе не в бородах и замене русского платья на европейское. По мнению историка Ключевского, практически все реформы Петра привели не к тому результату, на который были рассчитаны. Так, реформа управления страной привела к тому, что, например, в 1719 году официальные бумаги шли из Петербурга в Вологду через Архангельск. Историк подчёркивал, что именно в это время принудительный труд был доведен до крайней степени напряжения. Его сопровождала ломка вековечных традиций, привычек и верований… В петровское время в Россию хлынули иностранцы, в основном немцы, которым на военной русской службе платили в два раза больше, чем русским. В 1810 году уже Николай Карамзин передал Александру I свой памфлет «О древней и новой России», где подверг беспощадной критике деятельность Петра I. Главной его виной оказалось унижение чувства национального достоинства в русских. Карамзин ставил в вину Петру то, что
«мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России»!
Петровская элита стала говорить по-немецки, носить немецкие платья и вести по возможности «немецкий образ жизни». Крестьянский быт реформы не затронули. Тем самым в России произошёл раскол на правящий класс и народ. Эти две страны вообще перестали понимать друг друга. Кстати, и религию исповедовали разную. Напомню, что жена Петра Марта Скавронская, ставшая Екатериной I, была лютеранкой, все приехавшие в Россию немцы также были лютеранами, многие русские, выдвинувшиеся при Петре, в результате не особо придерживались православных обычаев. Да и разорил Петр много церквей и монастырей. Недаром в народе его прозвали «Антихристом».
А что потом?
После смерти Петра I его традиция приглашения в Россию иностранцев на государственную службу, в производственную сферу, торговлю, науку и культуру была продолжена. Только вот моду на все немецкое сменила мода на все французское.Вообще XVIII век – век Франции. В это время во всех странах европейского материка существовала мода на все французское: на одежду, еду, мебель, архитектуру, садово‑парковое искусство и, конечно, на язык. В России перенимались многие философские идеи Просвещения и не только. Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (1729–1796) вела переписку с французскими просветителями. А философ и энциклопедист Дени Дидро даже приезжал в Петербург и регулярно встречался с Екатериной. Толчок распространению французского языка среди российских дворян дала Великая французская революция (1789–1799 гг.), когда многие аристократы бежали из охваченной бунтами страны и находили убежище в том числе и в России. Кто-то из эмигрантов достиг высот, служа российскому трону – как Арман-Эммануэль де Ришельё, потомок знаменитого кардинала, ставший градоначальником Одессы. Другие, не столь успешные, становились гувернёрами при богатых семьях, учили дворянских детей танцам или фехтованию.Также вспомним, что героиня Александра Пушкина Татьяна Ларина:
«по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном»…
Да что там Татьяна Ларина! Вот, например, император Александр I всегда со своими сановниками здоровался по-французски. Кстати, многие декабристы, которые, как мы помним со школьных лет, выступали против абсолютной монархии и за освобождение крестьян, по-русски не говорили!М. П. Бестужев-Рюмин во время следствия, сидя в Петропавловской крепости, вынужден был, отвечая на допросные пункты, часами листать французско-русский лексикон, чтобы правильно перевести свои показания, которые он сочинял по-французски. Почти не говорил по-русски М. С. Лунин. Довольно плохо знали язык братья Муравьевы-Апостолы, воспитывавшиеся во Франции. Сергей вообще стеснялся писать и говорить по-русски. Правда, Матвей Иванович впоследствии, в Сибири, со слуха и благодаря чтению русских книг язык освоил вполне хорошо.Но не только французским языком и Францией были увлечены декабристы. Например, казненный декабрист Кондратий Рылеев особо почитал США. Кстати, он с несколькими единомышленниками работал в Российско-американской торговой компании (РАК), где занимал должность правителя канцелярии главного правления. Компания была создана для освоения Русской Америки. Флаг РАК имел три полосы: красную нижнюю, среднюю синюю и верхнюю белую. На белой полосе располагался двуглавый орел, на груди орла был красный щит с изображением Святого Георгия на белом коне, поражающего змея. Да, сегодня такой флаг – госфлаг РФ! Флаг РАК реял над Аляской до 18 октября 1867, до продажи её США.Декабрист Сергей Волконский писал, что собирался в 1815 году посетить разные страны и, особенно
Кое-что о декабристах
«Американские Штаты, занимавшие тогда умы нашей русской молодежи, по их самостоятельному быту и по демократическому политическому составу».
Рылеев, собираясь в отставку в 1818 году, говорил сослуживцам о желании уехать в Америку, чтобы начать там основание колонии независимости, чтобы «не слышать о лихоимстве и беззакониях нашей страны». Рылеев считался наиболее проамерикански настроенным из всех декабристов, уверенным в том, что
«в мире не существует хороших правительств, за исключением Америки».
Ничего не напоминает?Вот так раскол прошелся по всей истории
Раскол в наши дни
. И не окончен он и сегодня. Мы всё время узнаём, у кого из чиновников есть дома в Италии, Франции, Испании, США… У кого дети, жены и любовницы живут за границей, при этом деньги на красивую жизнь там – зарабатываются здесь. Сейчас во время СВО есть много чиновников, желающих сохранить свои активы там. А поэтому они стараются всячески мешать настоящим реформам, экономической мобилизации страны и принятию строгих законов. А введённые в феврале ограничения стали быстро сниматься. Например, ЦБ с 28 февраля обязал резидентов – участников внешнеэкономической деятельности продавать 80 % валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров. Но уже в июне власти обнулили норматив обязательной продажи валютной выручки. Ограничения для валютных переводов российских резидентов-физлиц Центробанк ввёл с 5 марта 2022 года. Тогда можно было перевести родственникам не более 5 тыс. долларов в месяц. Потом сумму перевода повысили до 150 тысяч долларов, а с 1 июля можно переводить уже 1 млн долларов ежемесячно. Вот такая либерализация. Неслучайно аналитики прогнозируют, что в 2022 году из России утекут более 200 млрд долларов. А разве эти деньги не нужны на модернизацию нашей промышленности и для импортозамещения? Но этот вопрос – глас вопиющего в пустыне. Из новостей: Минфин заплатил за Чубайса его долг 9 млрд. Анатолий Борисыч в полном порядке, не волнуемся за него. А российский олигарх Фридман готов подарить Украине свой тамошний филиал «Альфа-банка» и ещё сверху дать 1 млрд долларов. А России – кукиш! А что удивляться, когда вокруг в рядах наших управленцев сидят сторонники глобалистов, швабовцев и либералы всех мастей, не желающих не только знать чаяния народа, но и не жаждущие этот народ слышать и с ним разговаривать! Они составляют пока нерушимую «пятую колонну». И даже не знаю, что может эту твердь разрушить!
Всегда хочется верить в лучшее и считать, что «стакан наполовину полон», а не «наполовину пуст». И, касаясь раскола, напомним, что 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.24 мая этого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день своего тезоименитства молился о единстве Русской православной церкви:
Есть ли свет в конце тоннеля?
«Я сегодня особенно молюсь о том, чтобы силы зла не поколебали единство нашей Церкви, а это означает и то, чтобы эти силы не смогли поколебать верность народа нашего вере Христовой и способность сохранять единство и сплоченность в недрах Церкви Православной».
Может, с единства Церкви и начнется преодоление раскола страны?
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!