А было так, что известный Иен Макколоум несколько лет назад в своём Forgotten Weapons рассмотрел пару очень интересных винтовок со скользящим затвором, которые он назвал «». Интересно, что даже он о них конкретно ничего не знал и сумел только лишь рассказать об их совершенно необычном устройстве.Винтовки были и впрямь причудливыми, и странными, и что самое неприятное – они не выглядели удобными для стрельбы — особенно та из них, которая требовала, чтобы рука стрелка скользила внутри стальной петли, напоминавшей рычажную петлю многих классических винтовок с рычажным затвором. Куда здесь класть большой палец руки, указательным пальцем которой предстоит нажимать спусковой крючок? Втиснутыми в эту стальную петлю держать пальцы также неудобно. Но несмотря на это, винтовка, выполненная в металле, находится перед нами. Значит, у кого-то хватило не только ума сообразить её чертёж, но и финансов – сделать её на заказ, потому что вряд ли какая-нибудь фирма рискнула бы своим капиталом ради её изготовления.Другая винтовка вроде бы кажется более совершенной, имеет рифлёную рукоятку позади спускового крючка, но опять же конструкция её затвора такова, что задняя часть ствольной коробки и большой палец взаимодействуют при этом не лучшим образом.
Но самое главное, что «тайна» этих винтовок оставалась «тайной» недолго. Выяснилось, что обе эти винтовки были запатентованы Сэмюэлем МакКлином и получили патенты США US601842A (5 апреля 1898 г.) и US723706A (24 марта 1903 г.). МакКлин был явно умным человеком, любившим конструировать огнестрельное оружие, однако его конструкциям не хватало простоты, что может объяснить, почему они не пользовались таким широким признанием и успехом, как, скажем, ружья Джона Браунинга. Но нет никаких сомнений в том, что именно МакКлин изобрёл прототип пулемета, который позже превратился в хорошо известный всем пулемет Льюиса.Забавно, что Иен Макколоум начал с рассказа о винтовке 1903 года, а затем вернулся к винтовке 1898-го. Обе он описал как винтовки с продольно-скользящим затвором, вращающимся затвором с парой боевых выступов спереди и выбросом гильз вверх. Но мы так делать не будем и рассмотрим их в хронологическом порядке.
Трудно себе представить, зачем МакКлину понадобилась столь сложная система расположения, а главное – подачи патронов. Ведь из-за того, что магазин с вертикальным расположением патронов находится в ней под стволом, патроны невозможно подать к патроннику напрямую. Поэтому движением скользящей скобы с фигурным пазом (на первой схеме фиг. 4) через систему тяг патрон сначала извлекается из магазина и подаётся назад, а затем попадает в специальный подаватель (фиг. 9 – первая схема и фиг. 12-13 – вторая схема), который при движении этой скобы вперёд поднимается вверх и выводит патрон на линию досылания.Подъёмник магазина описан у автора изобретения как «очень умный», поскольку при заряжании он удерживает патрон внутри пары изогнутых направляющих. Когда затвор движется вперёд, эти две половинки расходятся в стороны, позволяя затвору подать патрон в патронник. Всё «просто» и элегантно, а главное – одновременная подача двух патронов попросту исключена. Но вот какой ценой это достигнуто?
Самое удивительное в конструкции этой винтовки то, что её изобретатель почему-то так и не додумался оснастить её… изогнутой пистолетной рукояткой. И пусть бы её верхняя часть скользила бы по направляющим на ложе винтовки. Зато её было бы удобно держать в руках! Кстати, затвор, взводимый пистолетной рукояткой, впоследствии был применён на чешском послевоенном пулемете vz.59 конструкции Вацлава Холека.Особенностью винтовки 1903 года, прямо-таки бросающейся в глаза, стала рифлёная деревянная рукоятка позади ограждения спускового крючка. То есть конструктор вроде бы предыдущую винтовку упростил, то есть усовершенствовал. Но это только лишь так кажется. Причём на первый взгляд. Дело в том, что магазин в ней располагается позади ограждения спускового крючка! А деревянная рукоятка его обтекает и закрывает. Когда она сдвигается назад до упора, затвор также пойдёт назад и откроется. Но самое интересное в этой винтовке скрыто от глаз. И более того, совершенно ясно, что Иен Макколоум эту винтовку до конца не разбирал, иначе он эту её «изюминку» заметил бы непременно.
То есть автоматизирован в ней был только процесс блокировки затвора!Осуществлялось это следующим образом: при прохождении пулей отверстия в стволе, часть газов попадает в камеру и давит на поршень, который сдвигается вперёд, после чего газы стравливаются из этой камеры через другое отверстие. Поршень подпружинен, но расположение пружины нельзя признать продуманным, поскольку она упирается в газовый поршень и может от него сильно нагреваться, а значит и осаживаться.Когда поршень сдвигается вперёд, зуб поршня (фиг. 24 – дет. О) выходит из зацепления с выступами затвора, и таким образом уже ничто не мешает ему отойти назад при передёргивании деревянной рукоятки управления затвором. То есть сам по себе затвор у этой винтовки никак не может открыться!
Как здесь уже отмечалось, неудобство для пользователя заключалось именно в рукоятке управления затвором. Кроме того, заряжать патронами эту винтовку было крайне неудобно. Для этого нужно было сдвинуть рукоятку к прикладу, открыть крышку магазина вместе с подавателем и пружиной, вставить в него патроны, после чего закрыть магазин, надвинув на него крышку.Так что воистину оказывается, что поговорка «делать сложно очень просто, а делать просто очень сложно» даже более чем верна. С другой стороны, вот так, шаг за шагом люди приходили к тем или иным техническим решениям, опробовали их на практике и, найдя их эффективными, начинали использовать всё чаще и чаще. Всё слишком сложное отбрасывалось, а всё эффективное и простое шло в копилку всего человечества!Кстати, внешний вид обеих этих винтовок произвёл очень сильное впечатление на ценителей раритетного оружия. В итоге первая винтовка, как более красивая, была продана за 12 650 долларов, а предыдущая принесла аукционистам 14 950 долларов.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!