Главная » 2022 » Октябрь » 24
04:44

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны

К началу Второй мировой на ближние бомбардировщики и штурмовики, предназначенные для действий по переднему краю и тылам противника, помимо других задач, возлагали борьбу с бронетехникой противника. В то же время на начальном этапе боевых действий для этих самолётов не имелось по-настоящему эффективного специализированного противотанкового оружия.

Авиационное артиллерийское вооружение

К моменту нападения Германии на СССР на вооружении нашей авиации имелось два типа авиационных пушек: 20-мм ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная), конструкция которой была во многом сходна с 7,62-мм авиационным пулемётом ШКАС и 23-мм ВЯ (Волкова-Ярцева). Эти 20–23-мм пушки могли преодолеть только защиту машин, прикрытых противопульной бронёй, и снаряды такого калибра имели невысокое заброневое действие. Увеличение калибра авиационных орудий до 37–45-мм теоретически позволяло бороться со средними танками и при определённой удаче –даже с тяжелыми. Наиболее массовой советской авиационной пушкой периода Второй мировой войны является 20-мм ШВАК. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который поступил на вооружение еще в 1936 году. Различие было лишь в калибре и боеприпасе. На серийных истребителях 20-мм пушки стали ставить в 1939 году. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и как мотор-пушка.

20-мм пушка ШВАК в крыле истребителя И-16

Синхронные и крыльевые 20-мм пушки устанавливались на советских истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. На части британских истребителей «Харрикейн», поставленных в СССР, 20-мм пушками заменили пулеметы винтовочного калибра.Крыльевой вариант ШВАК весил 40 кг и имел длину 1 679 мм. Темп стрельбы – 700–800 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 96 г покидал ствол с начальной скоростью 800 м/с.Если против авиации противника 20-мм пушки действовали удовлетворительно, то для борьбы с танками они оказались слабыми. Вскоре после начала боевых действий выяснилось, что бронебойный 20-мм снаряд пушки ШВАК способен пробить немецкую броню толщиной до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР Sd Kfz 250) при углах встречи, близких к нормали, с дистанции не более 250–300 м. При углах встречи 30–40°, характерных при атаке с бреющего полёта или с пологого пикирования, снаряды, как правило, рикошетировали. В 1940 году на вооружение была принята 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23. Отдача 23-мм пушки была достаточно велика, и ее первоначально не устанавливали на истребители. Единственным ее носителем в начальный период войны являлся штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого размещали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Позже ею вооружались штурмовики Ил-10 и частично истребители ЛаГГ-3. Серийные самолеты с 23-мм пушками начали поступать с августа 1941 года.При весе 66 кг и длине 2 150 мм, пушка делала 550–650 выстр./мин. Снаряд массой 200 г имел начальную скорость 900 м/с и на дистанции 200 м по нормали пробивал 25-мм броню. Ил-2, вооруженный пушками ВЯ-23, мог поражать броню легких танков, при атаке последних сзади или сбоку под углами планирования до 30°.

20-мм авиационная пушка ШВАК
23-мм авиационная пушка ВЯ

Таким образом, 20-мм и 23-мм авиапушки могли эффективно бороться только с бронетранспортёрами, бронемашинами и лёгкими танками. Кроме того, не всякое пробитие брони малокалиберным снарядом, обладавшим небольшим заброневым действием, приводило к уничтожению или выводу танка из строя.Осенью 1941 года стало очевидно, что советские авиационные пушки калибра 20–23-мм в состоянии эффективно бороться только со слабо защищёнными машинами, средние танки и САУ им были не по зубам. Кроме того, прогнозировалось увеличение защищённости вражеской бронетехники, и в связи с этим авиаконструктор С. В. Ильюшин предложил вооружить штурмовик Ил-2 14,5-мм пулемётами, созданными на базе пушки ВЯ. Однако это предложение не нашло поддержки у советского военно-политического руководства. Наибольшей бронепробиваемостью обладал патрон 14,5-мм с пулей БС-41, в которой использовался сердечник из карбида вольфрама. На дистанции 300 м БС-41 уверенно преодолевал 35-мм броню. Однако карбид вольфрама, используемый для изготовления подкалиберных бронебойных снарядов, был дефицитным материалом в течение всей войны. Специалисты резонно отмечали, что расход 14,5-мм авиационных боеприпасов будет в десятки раз больше, чем при стрельбе из противотанковых ружей, а эффективность не намного выше, чем при применении 23-мм снарядов.Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпушен вариант Ил-2, вооруженный двумя 37-мм пушками ШФК-37. Эта 37-мм авиационная пушка была разработана под руководством Б. Г. Шпитального.

Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками ШФК-37

Вес пушки ШФК-37 с боекомплектом составлял 302,5 кг. Темп стрельбы – приблизительно 170 выстр./мин, при начальной скорости снаряда 890–900 м/с. В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды.Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм под углом 45° к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15–16 мм бронебойный снаряд пробивал при углах встречи не более 60° на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм пробивалась с дистанций не более 200 м при углах встречи, не превышающих 5°. Осколочно-зажигательные снаряды имели меньшую бронепробиваемость, но они при попадании в ходовую часть зачастую выводили её из строя и могли эффективно поражать внешние баки, навесное оборудование, стволы орудий, оптику и прицелы. Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.Испытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийным Ил-2, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ, серьёзно ухудшились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена, вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Большой разнос пушек относительно центра масс самолета, а также недостаточная жесткость крепления пушечной установки, приводили к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания. Это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости штурмовика, давало значительное рассеивание снарядов и резкое снижение точности стрельбы. Попасть в цель можно было при длине очереди не более чем в 2–3 выстрела. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что не имелось возможности ввести поправку в прицеливание. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно – средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54 %. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика уменьшилась и составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность штурмовика, вооруженного 37-мм пушками.Несмотря на неудачу с ШФК-37, работы в этом направлении были продолжены. В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы А. Э. Нудельман и А. С. Суранов). Эта пушка имела ленточное питание, благодаря чему темп стрельбы удалось повысить до 240–260 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 810 м/с, вес пушки 171 кг. Благодаря ленточному питанию и меньшему весу, появилась возможность установить новую систему не только на штурмовики, но и на истребители.

37-мм авиационная пушка НС-37

Войсковые испытания пушки проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо компактней, надёжней и обладала большей скорострельностью. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы, разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20–23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна. Крупнокалиберные авиационные пушки обладали сокрушительной отдачей, негативно влиявшей на узлы и агрегаты самолёта, а боезапас был небольшим. Для того чтобы уверенно попасть из пушки в движущийся танк, пилот должен был обладать достаточно высокой квалификацией.Согласно отчётам пилотов и данным фотокинопулемётов, число попаданий в цель к израсходованному боекомплекту составило примерно 3 %, а попадания в танки удалось получить в 43 % вылетов. По мнению пилотов, участвовавших в войсковых испытаниях, Ил-2 с 37-мм авиапушками при атаках малоразмерных целей не имел особых преимуществ перед штурмовиком, вооруженным пушками меньшего калибра с нормальной бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами. С учётом существенного снижения лётных данных и бомбовой нагрузки специалисты пришли к выводу, что установка НС-37 на Ил-2 себя не оправдала. В связи с этим штурмовики, вооруженные 37-мм орудиями, выпускались очень ограниченно. С учётом предыдущего негативного опыта, до серийного производства Ил-2, вооруженного 45-мм пушками, дело не дошло. Хотя такой самолёт построили и испытали в конце 1943 года.

Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37
Штурмовик Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45

Авиационная пушка НС-45 была создана на базе НС-37, с сохранением габаритных размеров последней. Вес пушки НС-45 составлял 150–153 кг. Темп стрельбы 260–280 выстр./мин. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи. В 1944–1945 гг. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с НС-45 в развале двигателя и боекомплектом 29 патронов. Всего построили 53 самолёта этого типа. При проектировании Як-9К предполагалось, что эти истребители смогут уничтожать группы вражеских бомбардировщиков с большой дистанции, не входя в зону действия оборонительных установок, и успешно поражать наземные цели. В период с 13 августа по 18 сентября 1944 года Як-9К проходили войсковые испытания на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 года на 2-м Белорусском фронте. В ходе боевого применения на один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов. Однако испытания фактически проводились в «тепличных условиях», из-за худшей манёвренности Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками. Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, из-за сильной отдачи, скорость полёта резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался.

Сравнительные размеры снарядов для 20-мм, 23-мм, 37-мм и 45-мм авиационных пушек

Авиационные реактивные снаряды

С первых дней войны и вплоть до окончания боевых действий советская авиация против вражеской бронетехники активно использовала реактивные снаряды.В июне 1941 года большая часть советских истребителей могла нести 82-мм ракеты РС-82, а штурмовики Ил-2 и ближние бомбардировщики Су-2 также вооружались 132-мм реактивными снарядами РС-132, в количестве до 8 единиц.

Истребители И-153 вооруженные реактивными снарядами РС-82
Штурмовик Ил-2 ранней модификации на лыжном шасси, вооруженный реактивными снарядами РС-132

Подвеска РС-82 и РС-132 под плоскостями самолётов осуществлялась на пусковых установках типа «флейта». Установка реактивных орудий с РС увеличивала огневую мощь, но, из-за большого лобового сопротивления и веса, снижалась скорость и ухудшалась манёвренность.Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива – 1,06 кг, боевая часть снаряжалась 360 г тротила. При стрельбе по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.

Реактивные снаряды РС-82 с ударным и дистанционным взрывателями

РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг, заряд ВВ – 1,9 кг. Максимальная скорость реактивных снарядов превышала 350 м/с. Заявленная дальность стрельбы РС-82 составляла 5 200 м, а РС-132 – 7 100 м. Но на практике максимальная дальность стрельбы даже по крупным площадным целям не превышала 1 000 м. Ввиду значительного рассеивания реактивных снарядов, вероятность попадания в отдельный танк была очень низкой.

Макеты РС-82 и РС-132 под крылом Ил-2

На полигонных стрельбах, организованных в сентябре 1941 года для оценки реальной боевой эффективности РС-82 и РС-132, выяснилось, что процент попаданий в одиночный неподвижный танк составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе. Стрельба велась с высоты 100–400 м, с углами снижения 10–30°. Прицеливание начиналось с 800 м, а огонь открывался с 300–500 м.Кроме того, оставляли желать лучшего поражающие возможности боевых частей РС-82 и РС-132. При прямом попадании РС-82 мог вывести из строя или уничтожить немецкие легкие танки типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашину Sd Kfz 250. Гораздо более тяжелый РС-132 был способен проломить броню средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Но разрывы 132-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка серьёзных повреждений не наносили.

РС-82 под крылом Ил-2

Тем не менее РС были весьма эффективным оружием против площадных (артиллерийские батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (транспортные колонны и железнодорожные составы). В первые месяцы войны была выработана оптимальная тактика действий по скоплениям вражеских войск. Вражеские колонны и бронетехнику на марше Ил-2 обычно атаковали с бреющего полета (высота подхода к цели 25–35 м) вдоль колонны или под углом 15–20 ° к ее длинной стороне. Как правило, первый удар реактивными снарядами и пушками наносился по голове колонны с целью блокирования движения. Дальность открытия огня 500–600 м. Перед пуском реактивных снарядов осуществлялась пристрелка трассирующими пулями из пулемётов ШКАС. Чаще всего прицеливание осуществлялось «по колонне» без выбора конкретной цели.В 1941 году специально для борьбы с танками были спроектированы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью: РБС-82 и РБС-132. 82-мм снаряд по нормали пробивал броню толщиной 50 мм, а 132-мм – 75 мм броню. Эти снаряды, созданные на базе РС-82 и РС-132, имели упрочненную боевую часть и увеличенную скорость полёта.

Чертёж реактивного снаряда РБС-132

Бронебойные реактивные снаряды впервые успешно применили в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды РБС-82 и РБС-132 так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась низкой.В арсенал штурмовиков Ил-2 и Ил-10 также входил реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 при прямом попадании обеспечивала сквозное пробитие брони толщиной до 50 мм.

Реактивный снаряд РОФС-132 под крылом Ил-2

При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной 15–20 мм. В то же время снаряды РОФС-132 не обладали необходимой точностью против отдельных танков. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям: скоплениям войск, транспортным колоннам, железнодорожным составам, складам, батареям полевой и зенитной артиллерии.Во второй половине 1942 года испытывались кумулятивные реактивные снаряды РБСК-82, показавшие бронепробиваемость до 50 мм по нормали. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия. Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием неудовлетворительной работы взрывателя, и формирование кумулятивной струи происходило после деформации конуса. Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. В связи с тем, что в 1943 году начался массовой выпуск малогабаритных кумулятивных бомб, на вооружение снаряды РБСК-82 не поступали.

Авиационное вооружение зажигательного действия

В ряде источников, посвященных боевому применению Ил-2 в начальный период Великой Отечественной войны, говорится, что против немецкой бронетехники неплохие результаты демонстрировали кассеты, снаряженные стеклянными ампулами или жестяными капсулами с самовоспламеняющейся горючей жидкостью КС (раствор белого фосфора в сероуглероде). Если горящая жидкость затекала внутрь танка, то он, как правило, сгорал.В кассеты мелких бомб Ил-2 вмещалось более 200 ампул, и получалась вполне приемлемая вероятность поражения при действиях по боевым порядкам танков. Однако лётчики ампулы КС недолюбливали, так как их применение было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в бомбовую кассету и даже небольшого повреждения одной ампулы, самолёт был обречён. Не оправдали возлагаемых надежд и термитные шары, которыми снаряжались зажигательные авиационные бомбы ЗАРП-100. В 100-кг авиабомбу помещалось 485 шаров массой по 100 г или 141 шар массой по 300 г. При наземном взрыве авиабомбы термитные шары разбрасывались в радиусе 15 метров, при воздушном подрыве радиус разброса составлял 25–30 метров. Продукты горения термитной смеси, образующиеся при температуре около 3 000 °С, вполне могли прожечь верхнюю относительно тонкую броню. Но дело было в том, что термит, обладавший отличными зажигательными свойствами, загорался не мгновенно. Для того чтобы термитный шар разгорелся, требовалось несколько секунд. Термитные шары, не успевшие разгореться, в большинстве случаев скатывались с брони танков.Против бронетехники пытались использовать 50–100-кг авиабомбы, снаряженные белым фосфором, которые давали хорошие результаты при применении по деревянным строениям и другим не огнестойким целям. Гранулированный белый фосфор с температурой горения около 900 °С, разбросанный вышибным зарядом, сгорает достаточно быстро, а его температура горения не достаточна для прожигания брони. Танк мог быть уничтожен при прямом попадании зажигательной бомбы, снаряженной фосфором, но такое случалось редко.Зажигательная бомба ЗАБ-100-40П имела корпус из 8-мм прессованного картона, покрытого лаком, и содержала 38 кг загущённого бензина с фосфорным запалом и небольшой разрывной заряд. Наибольший эффект против скопления танков достигался при воздушном подрыве на высоте 15–20 м над землей. При сбросе с высоты 200 м срабатывал простейший тёрочный замедлитель. На случай его отказа бомба снаряжалась ударным взрывателем. Эффективность применения зажигательных бомб с воздушным подрывом сильно зависела от метеорологических условий и времени года. Также для оптимального воздушного подрыва следовало строго контролировать высоту сброса бомб.

Ампульно-бомбовая кассета

Осколочные, осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы

С первых дней Великой Отечественной основным авиационным вооружением, используемым против танков, стали осколочные, осколочно-фугасные и фугасные бомбы массой 25–100 кг. Прямое попадание такого авиационного боеприпаса гарантировано уничтожало любой вражеский танк. При близком разрыве ударная волна разрушала сварные швы и заклёпочные соединения, корёжила ходовую часть, сметала внешнее навесное оборудование, экипаж мог получить контузию, а тяжелые высокоскоростные осколки зачастую повреждали оптические приборы и вооружение, и даже пробивали бортовую броню. Осколочно-фугасные 50-кг и осколочные 25-кг бомбы при прямом попадании в танк обеспечивали его безусловное поражение, а при разрыве в 1–1,5 м давали пробитие брони толщиной 15–20 мм. Наилучшие результаты демонстрировали осколочно-фугасные ОФАБ-100, снаряженные 30 кг тротила. При использовании этой бомбы по вражеской бронетехнике было возможно пробитие 40 мм брони на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10 м и 15 мм – в 15 м от точки взрыва. Другой вопрос, что попасть бомбой в одиночный танк было очень сложно, в связи с чем бомбовые удары обычно наносились по скоплениям бронетехники. При этом специализированный бронированный штурмовик Ил-2 с нормальной бомбовой нагрузкой 400 кг, изначально создававшийся для борьбы с вражеской бронетехникой, по своим возможностям не превосходил бомбардировщик Пе-2. При бомбометании с пикирования Пе-2, имевший нормальную бомбовую нагрузку 600 кг, бомбил более точно.

Кумулятивные авиационные бомбы

Самым эффективным оружием, использовавшимся нашими боевыми самолётами против вражеских танков, стали кумулятивные противотанковые бомбы (ПТАБ), принятые на вооружение в 1943 году. С учётом того, что толщина верхней брони танков не превышала 30 мм, имелась возможность массово использовать малогабаритные бомбы с кумулятивной боевой частью. Новый авиационный противотанковый боеприпас, получивший обозначение ПТАБ-2,5-1,5, представлял собой противотанковую авиационную бомбу кумулятивного действия массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной осколочной бомбы.

ПТАБ-2,5-1,5

Корпуса и клепаные стабилизаторы ПТАБ-2,5-1,5 изготовляли из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для дополнительного осколочного действия на цилиндрическую часть корпуса бомбы надевали стальную 1,5-мм рубашку. Боевой заряд состоял из 620 г смесевого взрывчатого вещества ТГА (смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры). Для предохранения крыльчатки взрывателя АД-А от самопроизвольного перевода в боевое положение на стабилизатор бомбы надевали специальный предохранитель из жестяной пластины квадратной формы с закрепленной на ней вилкой из двух проволочных усов, проходящих между лопастями. После сбрасывания ПТАБ с самолета его срывало с бомбы встречным потоком воздуха.Минимальная высота сброса бомб, обеспечивающая безотказность ее действия и выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка, равнялась 70 м. Кумулятивная струя, образовавшаяся при взрыве кумулятивного заряда, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм по нормали. Если на пути струи встречались боеприпасы или топливо, происходила их детонация и воспламенение.До того, как противник столкнулся с массированным применением ПТАБ под Курском, немецкое командование привыкло к тому, что советская авиация обычно не наносит тяжелых потерь средним и тяжелым танкам, а от авиаударов в основном страдают транспортные подразделения, занимающиеся подвозкой топлива и боеприпасов. Ил-2 мог нести до 192 кумулятивных бомб в 4-х кассетах, а во внутренние бомбоотсеки можно было поместить до 220 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5. При сбросе в горизонтальном полёте с высоты 75–100 м один штурмовик имел возможность накрыть полосу 20х80 м, уничтожив в ней всю вражескую технику. В итоге внезапное применение новых противотанковых бомб привело не только к большим потерям, но и оказало сильнейшее психологическое воздействие на врага.Впрочем, уничтожение танка или САУ при попадании кумулятивной бомбы происходило не всегда. Пробитие верхней брони в обитаемом отделении, в районе силовой установки зачастую приводило к небольшим повреждениям, гибели или ранению 1–2 членов экипажа. В этом случае после ремонта и пополнения экипажа бронированная машина возвращалась в строй. Кроме того, надёжность действия ПТАБ оставляла желать лучшего. Примерно в 5 % случаев происходил отказ исполнительно-предохранительного механизма взрывателя, чаще всего вызванный заклиниванием крыльчаток в цилиндрическом стабилизаторе, после чего взрыватель не вставал на боевой взвод. С другой стороны, даже при относительно большом проценте отказов взрывателя массовое использование кумулятивных бомб обеспечивало приемлемую эффективность. ПТАБ-2,5-1,5 обладала низкой себестоимостью, что давало возможность применять их в большом количестве, которое в итоге, как известно, иногда переходит в качество. По состоянию на май 1945 года, в действующую армию было отправлено более 13 млн кумулятивных авиабомб. Во время войны безвозвратные потери немецкой бронетехники от действий авиации, как правило, были не более 5 %, после применения ПТАБ на отдельных участках фронта этот показатель превысил 20 %. Для снижения потерь немцы перешли к рассредоточенным походным и предбоевым порядкам, что в свою очередь сильно затруднило управление танковыми подразделениями, увеличило сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило взаимодействие между ними. Во время стоянок немецкие танкисты стали располагать свои машины под различными навесами, деревьями и устанавливать над крышей башни и корпуса легкие металлические сетки. Рассредоточение боевых и походных порядков бронетехники противника в завершающий период войны, конечно, снизило эффективность ПТАБ, но кумулятивные бомбы по-прежнему оставались действенным противотанковым средством, во многом превосходя 25–100-кг авиабомбы.

Ил-2 были не единственным типом боевого самолёта ВВС РККА, с которого применялись ПТАБ. Этот авиационный боеприпас ввиду лёгкости и универсальности использования входил в состав бомбового вооружения бомбардировщиков Пе-2, Ту-2, Ил-4. В кассетах мелких бомб КБМ до 132 ПТАБ-2,5-1,5 подвешивались на ночные бомбардировщики По-2. Истребители-бомбардировщики Як-9Б могли нести четыре кассеты по 32 бомбы в каждой. На завершающем этапе войны ими также вооружали новые штурмовики Ил-10.



Источник

Просмотров: 231 | Добавил: Dmitrij | Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх