Средние века. В прошлом материале мы рассказали о том, что где-то на исходе XII века западноевропейские рыцари уподобились «статуе из металла», то есть стали носить кольчужные доспехи, полностью закрывающие тело. Естественно, что такой «наряд» давал по тому времени неплохую защиту, хотя мечи, естественно, его разрубали. Но от удара мечом можно было увернуться, закрыться щитом, парировать своим мечом. Но вот как можно было в них «увернуться» от жары? Ведь металл очень сильно накалялся на солнце, особенно всё в той же Палестине. То есть особенно сильно этот недостаток проявился в ходе Крестовых походов на Восток. И чтобы избавиться от этой напасти, рыцари стали носить поверх своих кольчуг кафтаны – котта или сюрко. Интересно, что со временем ношение этой одежды связали ещё и с понятиями католической морали, согласно которой ходить в неприкрытых ничем рыцарских доспехах было сродни являться с голым телом. То есть на людях находиться в них теперь считалось неприличным. Ну а на практике налатную одежду белого цвета стали носить прежде всего потому, что белая ткань хорошо отражала солнечные лучи, и кольчуги в жаркие летние дни меньше нагревались. Да и длиннополая одежда лучше соответствовала моде того времени.
Самым ранним, как считают, изображением рыцаря, одетого в сюрко, считается фигура Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера на печати 1150 года. Само одеяние выглядит довольно необычно, поскольку у него длинные рукава до самых запястий. Вновь такой покрой появился только во второй половине XIII века, но и до второй половины XVI века встречался не часто. До бёдер оно плотно прилегает к телу, а потом расходится в виде широкой юбки длиной до лодыжек, но с разрезом для удобства верховой езды. Присутствуют изображения воинов в сюрко и на миниатюрах «Винчестерской Библии» (ок. 1160-1180).Тем не менее, изображения воинов в сюрко до 1210 года в манускриптах встречаются довольно редко, но потом это явно стало общепризнанной «формой одежды» для воинского сословия, и в первую очередь, конечно, для рыцарей. До 1320 года он имел вид халата без рукавов с большими проймами и юбкой с разрезом, которая доходила до середины икр, но вполне обычной была длина и до лодыжек, и до колен. С 1220 года появляются рукава до локтей, хотя изображений воинов в таких сюрко имеется очень мало.
Теперь речь уже не шла о том, чтобы защитить себя лишь от солнца. Богатые рыцари начали шить себе сюрко из дорогих тканей и украшать их гербами и эмблемами, чтобы всем и каждому демонстрировать свою состоятельность. Покрой сюрко (или котты) всё время менялся в зависимости от предпочтений её владельца. В XIII веке она могла быть и длинной, и короткой, с рукавами или без них – как угодно. По сути это была единственная верхняя одежда, которую тот же рыцарь мог себе позволить помимо доспехов, так что нет ничего удивительного в том, что они стремились их украсить, ведь надо же было как-то выделяться среди остальных.Но если от солнца требовалась защита всаднику, то от жары ничуть не меньше страдал и его конь. Или от холода – смотря по тому, где этому всаднику приходилось сражаться. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что уже к 1170 году в обиходе у рыцарей появилась и конская попона. Более того, в том же году современник писал, что
«попона должна иметь такую же эмблему, что и седло, и быть такого же цвета, что твой щит и пеннон (вымпел) на конце копья.»
Вот так и было положено начало традиции превращать всю одежду рыцаря, надетую им поверх кольчужных доспехов, а также «одежду» для коня, в один большой красочный… «паспорт», хорошо заметный даже издалека. Хотя распространилась она далеко не сразу и не везде.В бою, да и после боя, когда на поле сражения подбирали павших, это имело очень большое значение. Поэтому многие рыцари следовали рекомендации помещать изображение своего герба на все элементы своего снаряжения буквально. Ну а что из этого иногда получалось, можно увидеть на миниатюре из «Псалтири» Джеффри Латтрелла (1276–1345), лорда поместья Ирнем в Линкольншире, на котором мы видим, как жена и невестка провожают его на войну.
Что касается конской защитной «брони», то доспехи для лошадей в Европе, включая наголовник (шаффрон, шанфрон), отмечены уже во французском документе 1302 г. Доспехи эти назывались капаризон и могли быть стёгаными, набивными или даже целиком сплетёнными из тех же самых колец, что и кольчуга. Просто для конской кольчуги их требовалось значительно больше, а значит и цена её была очень высока, поэтому позволить себе её могли лишь самые богатые рыцари. То есть они убедились, что одной попоны для защиты от солнца, непогоды, а ещё и для красоты их коням совершенно недостаточно. Следовало повысить не только свою, но также и их защищённость, и это было сделано. Теперь на коня надевали сначала полотняную попону, а затем попону из кольчуги. Понятно, что такая защита имела большой вес, но и неплохо защищала. И такие доспехи отнюдь не являются фантазией историков. Сохранились манускрипты, и в частности – британский «Роман всех рыцарей» 1308-1312 гг. с миниатюрами, на которых изображены именно такие конские кольчужные доспехи.Ну а вскоре и кольчужную попону стали покрывать нарядной попоной из ткани. То есть теперь по крайней мере у некоторых рыцарских коней капаризон стал трёхслойным – попона под кольчугу в качестве подкладки, затем кольчуга и, наконец, традиционная попона геральдических цветов, да ещё и с гербами.
Однако вскоре и такая защита оказалась недостаточной, и в моду вошли конские защитные доспехи из металлических пластин. Ранний шанфрон прикрывал только переднюю часть лошадиной головы, хотя некоторые имели продолжение на шее. Новые формы, которые появились в XIV веке, были крупнее и не только закрывали заднюю часть головы и шею, но и имели выпуклый выступ поверх носа и отверстия чашевидной формы, прикрывавшие глаза. Использовали их как в боях, так и на турнирах, поскольку турнирные кони стоили ничуть не дешевле боевых. Но такие доспехи получили распространение не сразу, а лишь где-то к середине XV века, поэтому их изображений в рукописных манускриптах не так уж и много.P.S. Интересно, что история «дружбы» человека и коня вылилась в нечто и вовсе очень странное – Святого Христофора – человека с лошадиной головой. Что это? Пережиток тотемизма или дань уважения «конскому племени» от благодарного человечества? Чудны дела твои, Господи, так и хочется сказать по этому поводу…
Повезло автору и с посещением в 2007 году очень интересной выставки конского снаряжения из фондов ГИМа. Среди экспонатов был и вот этот, под названием «Попона радостной лошади». Что это была за попона, для чего сделана, и почему одетая в неё лошадь так сильно радовалась, по прошествии стольких лет сейчас не скажу. Но сама по себе она очень красивая. И можно себе представить, как же были прекрасны попоны рыцарских коней, принадлежавших высшей знати.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!