Французская Naval Group осваивает строительство перспективных фрегатов FDI / FTI и показывает первые успехи. В последние недели состоялся спуск на воду первого корабля этого типа, а также был заложен второй. До конца десятилетия группе предстоит построить не менее восьми новых фрегатов для военно-морских сил Франции и Греции. В дальнейшем не исключается увеличение серии за счет имеющегося опциона и/или новых контрактов с третьими странами.
На ранних стадиях
Решение о разработке и строительстве перспективных «средних фрегатов» FTI (Frégate de Taille Intermédiaire) было принято министерством обороны Франции в 2013 г. в рамках нового плана военного строительства и модернизации вооруженных сил. Предлагалось построить пять таких кораблей, которым в отдаленном будущем предстояло нести службу вместе с многоцелевыми фрегатами FREMM и Horizon.Разработка нового проекта, также получившего обозначение FDI (Frégate de Défense et d'Intervention – «Фрегат обороны и вмешательства»), стартовала в мае 2015 г. На первом этапе ВМС и DCNS определяли тактико-технические требования и формировали облик будущего фрегата. По планам того времени, строительство кораблей должно было стартовать к концу десятилетия и завершиться в течение двадцатых годов.В апреле 2017 г. DCNS, незадолго до своего преобразования в Naval Group, получила контракт на разработку технического проекта и постройку кораблей. Документ стоимостью 2,1 млрд евро предусматривал строительство пяти фрегатов – ок. 420 млн евро за каждый. Строительство должно было начаться к концу десятилетия. Головной корабль планировалось принять в строй к середине двадцатых годов.В сентябре 2021 г. Греция заказала у Франции различные вооружения и технику общей стоимостью ок. 5 млрд евро. Один из подписанных контрактов предусматривал строительство трех фрегатов FDI с опционом на четвертый. По условиям соглашения, корабль в целом сохранит исходный облик, но получит иное вооружение. Строительство головного вымпела планировалось на первую половину десятилетия.
Naval Group продолжает поиск новых иностранных заказчиков. Экспортный вариант фрегата получил название Belh@rra («Бельхарра») – по имени характерной высокой волны, наблюдаемой на побережье Бискайского залива. Этот проект предусматривает использование универсальных корпусных конструкций и энергетики и модульного вооружения. Состав оснащения и оружия такого корабля выбирает заказчик.Строительство фрегатов FDI для обоих заказчиков поручено заводу DCNS Lorient (г. Лорьян, рег. Бретань). В 2017-20 гг. производственные мощности предприятия были реконструированы и модернизированы для соответствия новым задачам и заказам. На правах поставщиков различного оборудования к производству кораблей привлечены прочие французские компании из разных отраслей.В ближайшем будущем к кораблестроительной программе присоединится греческий завод Salamis Shipyards. Ему предстоит собирать отдельные блоки и секции, которые затем будут доставляться во Францию для стыковки с конструкциями местного производства. Такой метод будет использоваться, начиная с одного из следующих корпусов.В октябре 2019 г. завод в Лорьяне начал резку металла для головного корабля, после чего приступил к сборке первых конструкций. По ряду причин, с официальной закладкой корабля не торопились. Торжественная церемония прошла только 17 декабря 2021 г. К этому времени на стапеле находилась достаточно крупная секция корпуса. Головной фрегат для ВМС Франции получил тактический номер D660 и имя Amiral Ronarc'h.За прошедшие месяцы DCNS Lorient завершила сборку корпуса и основной части надстройки. Внутри готовых конструкций установлены некоторые системы и проложена часть коммуникаций. В таком виде корабль 7 ноября 2022 г. вывели из сборочного цеха и спустили на воду. Сообщалось, что в ближайшие дни корабль будет переведен к достроечной стенке для дальнейших работ. Сразу этого не сделали из-за плохих погодных условий.
Выполненные работы
Параллельно с работами по головному кораблю для Франции в Лорьяне готовилось строительство первого вымпела для Греции. Закладка этого фрегата, получившего имя «Κίμων» («Кимон») и номер F-601, состоялась недавно – 21 октября. На стапеле уже присутствовала секция корпуса, вокруг которой в дальнейшем будут возводиться новые конструкции. Как долго будет продолжаться строительство, пока не сообщалось. Можно предполагать, что корабль спустят на воду уже в следующем году.Согласно оглашенным планам, монтаж оставшихся конструкций, оснащения и вооружения на головном фрегате для ВМС Франции будет продолжаться в течение нескольких следующих месяцев. После этого «Адмирал Ронарк» выйдет на испытания. Ввод корабля в боевой состав флота запланирован на первые месяцы 2024 г.Второй фрегат для Франции, Amiral Louzeau (D661), пока находится на стадии резки металла и сборки первых конструкций. Его закладка состоится в ближайшие месяцы или даже недели. Передача заказчику ожидается только в начале 2026 г. Любопытно, что «Адмирала Лузо» сдадут только после двух кораблей для греческого флота.Три следующих корабля – Amiral Castex (D662), Amiral Nomy (D663) и Amiral Cabanier (D664) – законтрактованы, но работы по ним еще не начинались. Их заложат только в середине текущего десятилетия и сдадут в 2027-29 гг.Головной греческий «Кимон» (F-601) уже строится, но на завершение работ требуется время. Согласно контракту, в 2024 г. он выйдет на испытания, а в начале 2025-го начнет службу в составе ВМС Греции. Также начата сборка конструкций второго фрегата F-602 «Νέαρχος» («Неарх»). Его закладку можно ожидать в ближайшие месяцы. Скорейшее начало полноценного строительства позволит выполнить план и сдать его до конца 2025 г.
Планы на будущее
Фрегат «Φορμίων» (F-603) пока остается в планах на будущее. Его начнут строить после завершения сборки нескольких предыдущих кораблей. Впрочем, ожидание будет недолгим – «Формион» войдет в боевой состав ВМС до конца 2026 г. Также имеется греческий опцион на четвертый корабль, но его перспективы пока остаются неизвестными. Его перевод в твердый контракт зависит от успеха текущих работ.Проект FDI / FTI предусматривает строительство многоцелевого фрегата, способного действовать в ближней и дальней морской зоне, как самостоятельно, так и в составе ордеров. Корабль должен выполнять задачи противовоздушной и противолодочной обороны, а также бороться с надводными кораблями и береговыми объектами.Корабль получает корпус с характерным заваленным назад форштевнем и традиционными обводами остальных частей. Предусмотрена невысокая надстройка, плавно сопряженная с корпусом. На ней находятся мачта радиоэлектронного оборудования, часть вооружений и т.д. Проектная длина такого фрегата – 122 м при ширине 17,7 м. Нормальное водоизмещение – 4460 т. Экипаж – 110 чел. Автономность – 45 сут.Использована главная энергоустановка системы CODAD, включающая несколько дизелей общей мощностью 32 МВт. В зависимости от текущей потребности, одновременно работает только часть двигателей или вся установка вместе. Заявлена максимальная скорость 27 узлов; дальность плавания – 5 тыс. морских миль.Основой радиоэлектронного вооружения является многофункциональная РЛС Thales Sea Fire с АФАР, обеспечивающая круговой обзор на большой дальности. Также предусматриваются различные РЛС управления вооружением и комплекс РЭБ SENTINEL. Для задач ПЛО предусмотрены гидроакустический комплекс Kingklip Mark 1115 в корпусе и буксируемый CAPTAS-4.
Технические особенности
Фрегаты для Франции получат 76-мм артиллерийскую установку Oto Melara Super Rapid и пару установок Nexter Narwal с 20-мм пушками. Основным ударным средством станут ракеты Exocet последней модификации в количестве 8 ед. ПВО будет обеспечиваться ракетами MBDA Aster 15/30 в двух установках Sylver A50 – всего 16 шт. Корабли получат по два сдвоенных торпедных аппарата калибра 324 мм.Корабли для Греции получат аналогичную артиллерию, ПКР и ракеты. При этом состав зенитного вооружения будет другим. Количество установок Sylver A50 на греческих фрегатах доведут до четырех с увеличением боекомплекта до 32 ракет Aster. Их дополнят установкой Mk 31 с 21 ракетами RIM-116 RAM Block 2A.В корме корабля находятся посадочная площадка и ангар. Фрегаты ВМС Франции будут нести по одному вертолету NH90 или Guépard Marine. Греческие корабли получат вертолеты MR-60R Seahawk.
Оптимизм и реальность
Таким образом, программа строительства средних фрегатов «обороны и вмешательства» FDI постепенно набирает темп и дает реальные результаты. Не так давно был спущен на воду первый корабль этого типа, и началось строительство следующего, а в ближайшие годы ожидается закладка новых вымпелов. Военно-морские силы Франции и Греции получают повод для оптимизма.Впрочем, не следует забывать, что планы по программе FDI расписаны до конца десятилетия, и это достаточно большой срок. За это время обстановка может измениться, и нельзя исключать появление тех или иных негативных факторов. Они могут заставить заказчиков и исполнителей пересмотреть планы и сдвинуть сроки выполнения работ. Удастся ли соблюсти установленный график и получить все желаемые корабли, покажет время.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!