У танковоза на фронте множество ролей. Он занимается эвакуацией поврежденной техники, перебрасывает резервы, обеспечивает оперативную передислокацию бронетехники. В приложении к реалиям российской спецоперации у танковозов особая роль. Украинский фронт – это несколько тысяч километров степи, лесов, грунтовых и шоссейных дорог. Перебрасывать танки и БМП своим ходом на такие расстояния долго и дорого. В первую очередь расходуется дефицитный ресурс двигателей, трансмиссии и ходовой части. Во вторую очередь длительные перегоны своим ходом требуют немалого количества топлива и вызывают ненужную утомляемость экипажей. Именно поэтому ведение маневренных боевых действий без танковозов никуда. Для перевозки легкобронированной техники подойдет любой армейский седельный тягач. Если придется выгребать с хранения все, что есть, то в дело пойдет заслуженный ЗиЛ-131В. В конце концов, в зону СВО переброшены подзабытые уже 9К55 «Град-1» на полноприводном зиловском шасси, так почему бы не использовать потенциал седельных тягачей? Правда, грузить в полуприцеп-трал рекомендуется не больше 12 тонн, но «мотолыга», к примеру, отлично вписывается в этот формфактор. Но пока ЗиЛ-131В на Украине не замечен, значит – с танковозами у российской армии все в порядке.
Труженики военных артерий
Следующим седельным тягачом в табели о рангах стоит «Урал-44202», который в сцепке с тралом ЧМЗАП способен транспортировать боевые машины пехоты. Аналогичные задачи выполняет КамАЗ-4410 – первый полноприводной тягач из Набережных Челнов. Но эта техника также относится к разряду мобилизационного резерва и на СВО не используется. Современной версией тягача еще советского происхождения можно считать трехосный КамАЗ-53504, который справляется с полуприцепами массой 23 тонны. Гораздо более приспособлен к реалиям Украины седельный тягач КамАЗ-6450 с колесной формулой 8х8. Эта немаленькая машина оснащена форсированным дизелем на 360–400 л. с. и может тянуть полуприцеп полной массой до 26 тонн. Судя по опыту, четырехосный тягач увезет танк, но главным клиентом все-таки выступает БМП-3. Как и все остальные транспортеры бронетехники, КамАЗ-6450 отличается высокой максимальной скоростью (до 80 км/ч) и немаленьким запасом хода – до 1 000 км. Полноприводное шасси позволяет перегонять тралы по увлажненным грунтовым дорогам, но вот экипаж бронемашины вынужден коротать дорогу на своих рабочих местах.
Вообще, в российской армии практически нет специально разработанных танковозов, и обычно в дело идут основательно переработанные версии гражданских тягачей. Таким, например, стал один из самых распространенных танковых транспортеров – КамАЗ-65225. Несмотря на то, что это полноприводная машина, две задние оси у тягача двухскатные, что позволяет значительно увеличить нагрузку на седло. У танковоза 400-сильный мотор и полная масса автопоезда в 75 тонн. «Армату», конечно, не утащит, но для Т-72, Т-80, Т-90 запаса прочности хватит. Большой минус такого танковоза – это низкая проходимость. Во-первых, мешают двухскатные задние оси, а во-вторых, не самый производительный для 75-тонной машины дизель. Но на Украине это пока самый распространенный танковоз. Этому благоволят погодные условия и развитая дорожная сеть. Частично проблема бездорожья решается танковозом КамАЗ-65221, у которого задние оси уже односкатные. Только вот транспортирует танки такой тягач уже на пределе – полная масса полуприцепа не превышает 51 тонну. Машина также используется для нужд спецоперации.
Не КамАЗами едиными живут российские танковозы на Украине. В классе перевозчиков легкой бронетехники – БАЗ-6402 «Вощина-1», основное предназначение которого перевозить комплексы С-400. Машина суровая – шесть колес на торсионных подвесках, 9-ступенчатая механическая КПП, 470-сильный дизель ЯМЗ и сразу тринадцатиметровый радиус разворота. Танки таскать такая сцепка не сможет – масса полуприцепа не должна превышать 30 тонн. Совершенно в другой категории – брянский четырехосный тяжеловоз БАЗ-6403.01, способный тянуть трал массой в 70 тонн. Полная масса автопоезда тянет на 90 тонн. Теоретически брянский тягач может и 55-тонную «Армату» на Украину доставить. Машина немаленькая – высота 3 метра, длина 9,9 метров. Тягач изначально разрабатывался под нужды концерна ВКО «Алмаз-Антей», но успешно используется танкистами, в том числе и на Украине.
А если помечтать?
Чего не хватает отечественным танковозам? Прежде всего, бронированной кабины. Королевой боевых действий на Украине является артиллерия с вездесущими осколками и готовыми убойными элементами. Это добавляет серьезные риски водителям в прифронтовой зоне. Еще в 2016 году появилась надежда на решение этой проблемы – в Миассе разработали четырехосный Урал-6308 «Торнадо-У». У этого танковоза все хорошо – сдвоенная бронекабина, в которой с комфортом разместится экипаж танка, и три односкатные оси сзади, одновременно повышающие проходимость и нагрузку на седло. Мотор прочили 550–600-сильный, что значительно увеличивало удельную мощность машины. Особенно относительно предшественников. Не забываем про роскошную независимую пружинную повестку задних – «Армату» не будет укачивать на ухабах. Последняя ось проектировалась поворотной, что позволяло при должном умении маневрировать в городских условиях. Самый первый прототип, правда, оснащался венгерскими мостами, немецкой автоматической КПП, да и двигатель ЯМЗ был лицензионный от Renault. Ждем этого красавца на Украине?
Одним из самых важных направлений развития тяжелого танковозного транспорта является разработка тягачей, способных брать на трал пару танков. Если не пару, то хотя бы танк в компании с БМП. Такое уже давно умеют белорусские богатыри МЗКТ, до недавнего времени пользовавшиеся неплохим спросом. Например, ОАЭ охотно покупали танковозы и возили на них свои БМП-3 с Leclerc. У России до определенного момента был выбор – либо попадать в зависимость от Белоруссии и закупать не только ракетовозы, но и танковые транспортеры, либо самостоятельно разработать аналог. Так появилась камазовская (точнее – разработчиком выступал «Ремдизель») «Платформа-О» – самая масштабная и дорогостоящая из программ разработки армейской колесной техники последних лет. Два шасси – К-7350 и К-78504 – были потенциально способны составить конкуренцию минским машинам. Схему в Набережных Челнах выбрали экзотическую с дизель-генератором и мотор-колесами. Фактически тягачи проектировали с чистого листа. Не получилось. И техническая начинка не дотягивала, и сами прототипы оказались перетяжеленными. Сейчас локомотивом развития отечественных танковозов станет минская конструкторская школа. История повторяется – именно специальное КБ МАЗа после войны стало родоначальником всей советской линейки тяжелой колесной техники.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!