Caterpillar D7 Армии США тянет орудие М1917 (лицензионная копия легендарного Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle. 1917), Гавайские острова, Оаху, 1940 год. Претензии у американских военных к тракторам как артиллеристским тягачам были такие же, как и у военных в других странах – первое – низкая скорость, второе – трактор, кроме самого тракториста, пары-тройки седоков и минимального «багажа», ничего более не вёз. Расчёт, боекомплект и т. д. или цеплялись как-то к тягачу вместе с орудием, или ехали отдельно. Хотя у американцев тракторы были ещё относительно шустрые. Тот же Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W, один из тракторов, стандартизированный как «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), исходя их технических данных, представленных в официальном техническом мануале Армии США (TM 9-787A), развивал скорость почти 18 километров в час (11 миль в час), что в несколько раз выше максимальной скорости того же «Сталинец-65». Но американских военных такие показатели всё равно не устраивали.
Пятитонный (это по собственной массе трактора) трактор Holt тянет небольшой автопоезд из бочки с водой, полевой кухни и прицепа 3-й бригады полевой артиллерии Армии США, Германия, 1918 год. Выходов из ситуации американские военные видели два – тяжёлые, трёхосные грузовики с полным приводом и скоростные гусеничные тягачи. Был ещё вариант с полугусеничными грузовиками, и они даже были в ограниченной войсковой эксплуатации, но это были тягачи для довольно лёгких артиллеристских систем. Обо всём об этом американцы задумывались ещё в конце 1930-х годов. Грузовики у армии были, но военных они уже не удовлетворяли, нужно было что-то новое, да и не под все артиллерийские системы они были, что-то приходилось таскать исключительно тракторами. Один из ранних экспериментов Армии США по замене классических тракторов в качестве арттягачей – лёгкий трактор T5. Скорость уже была, а вот со всем остальным было не очень. В 1940 году на испытания выходят грузовик фирмы Diamond и скоростной гусеничный тягач Cleveland Tractor Company. И грузовик, и тягач армия принимает, и начинает закупать. Правда, тягач, стандартизированный в феврале 1941 года как M2, имеет один из недостатков обычного трактора – кроме тракториста и двух пассажиров, он не везёт никого и ничего, что в общем и предопределило его дальнейшую судьбу, он стал аэродромным тягачом. Грузовики Model T 967 (и другие модели этой же серии) до самого конца войны будут использоваться в качестве тягачей для артиллерии, вот только потолком для них стали 155-миллиметровые гаубицы различных моделей, а у армии были артсистемы и потяжелее. Старое и новое. Сравнительные испытания экспериментального тягача Walter ADUM со 155-мм орудием М1 на прицепе и трактора так же со 155-мм, но М1917, Форт Брэгг, 1941 год. Фирма Walter, специализировавшаяся на полноприводных карьерных самосвалах и тяжелой спецтехнике на грузовых шасси, решила урвать кусок военных заказов со своим тягачом 1940 года. Не взлетело. По сумме характеристик, трактор выиграл. В результате во Вторую мировую войну армия США вступила с тракторами как безальтернативными тягачами для целого ряда артиллеристских систем. В начале войны были стандартизированы «Тяжелый трактор М1» (Tractor, Heavy, M1), «Средний трактор М1» (Tractor, Medium, M1) и «Лёгкий трактор М1/М2» (Tractor, Light, M1/М2). При этом пусть вас не смущает единое армейское обозначение у тех же тяжёлых тракторов, под одним индексом М1 скрывались:– Allis-Chalmers Tractor, Crawler, Diesel, Model HD-10W;– International Heavy Tractor, Crawler, Diesel, Model TD-18;– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D7;– Caterpillar Tractor, Crawler, Diesel, Model D8.Аналогичная ситуация была и со средними, и с лёгкими тракторами. Причём лёгкие и средние тракторы могли быть даже с бензиновыми моторами (Caterpillar Tractor, Crawler, Gasoline, Model R4, например). М2, который так и не стал сменщиком тракторов, в естественной среде обитания – на аэродроме. Только в 1943 году армия таки получает тяжёлый полноприводный грузовик, который закрывает её потребности – Mack NO. В том же году в армию идут и первые скоростные гусеничные тягачи. Проблемы были только с тяжелым тягачом M6 High-Speed Tractor, который пошёл в серию только в феврале 1944 года. Основным назначением этого тягача должна была стать перевозка 203- и 240-миллиметровых артсистем. Но мириться с тракторными скоростями в данном случае армия не стала, и была разработана серия тягачей «субститутов». Сделали их, просто взяв БРЭМ или истребитель танков и сняв с него всё лишнее… Немецкий подход. Оба фото сделаны на Сицилии в 1943 году и на обоих 155-мм орудие М1. Только в одном случае в качестве тягача выступает трактор, в другом его сменщик в этой роли – грузовик Mack NO. Хорошо видно, что за трактором едет грузовик, везущий расчёт орудия и боеприпасы. 1943 год стал переломным в плане использования тракторов в качестве арттягачей. Сицилийская операция стала последней операцией на Средиземноморском театре военных действий, где тракторы применялись американцами в качестве арттягачей.В общем-то, в 1943 году тракторно-тяговые страдания армии можно было бы считать закрытыми. Но было несколько театров военных действий, куда скоростные тягачи отправлялись не в первую очередь, а грузовики часто не справлялись даже с перевозкой относительно лёгких артиллерийских систем, просто в силу специфики дорожных условий. Дорожные условия в Бирме в 1945 году – чем круче джип, тем дальше за трактором идти. Трактор Caterpillar помогает форсировать местный ручей грузовику Diamond T, буксирующему 155-миллиметровую гаубицу М1917. Гаубица и расчёт гоминьдановские, трактор американских инженеров. Речь про Бирму и Тихоокеанский театр военных действий. Там, где дороги зачастую отсутствовали как класс, а в местных тропах в сезон дождей мог утонуть танк, трактор часто оказывался безальтернативным средством передвижения. Тракторы в качестве тягачей даже для лёгких артиллерийских систем калибром 105 миллиметров на Тихом океане использовались вплоть до самого конца войны. На Тихоокеанском театре тракторы работали и просто в качестве грузовиков, как тут средний М1 на Новой Британии в 1944 году. В 1943 году Армия США прекратила приёмку большей части выпускавшихся тракторов. Исключение составляли тяжелые дизельные тракторы фирмы Caterpillar, они составляли основу парка техники аэродромных строительных батальонов Военно-воздушных сил Армии США и инженерных батальонов Армии США. Артиллеристы 251-го батальона полевой артиллерии Армии США ведут огонь по японским позициям из 105-миллиметровых гаубиц, Филиппины, июнь 1945 года. На заднем плане видна техника батальона – джипы, «Додж 3/4» и средний трактор М1. Ответного огня американцы явно не боятся. Но вообще это всё только часть тракторной истории ВС США во Второй мировой войне. Ведь свои тракторы были у флота и Корпуса морской пехоты. А ещё американские тракторы активно отправлялись в СССР. Но это уже, как водится, совсем другая история. Тракторы активно применялись до самого конца войны, правда, уже в роли инженерных машин, как этот бронированный Caterpillar D7 305-го инженерного батальона Армии США в Бельгии в январе 1945 года. С бронированием тракторов американцы экспериментировали ещё в период Первой мировой. На переднем плане скоростной тягач М5 со 155-миллиметровой гаубицей М1 (будущая М114) на буксире. Хорошо видно, какое количество пожитков расчёта везёт машина, тут даже солома для обустройства ночлега.