О иностранных наемниках, которые едут воевать на Украину.
На удостоверении украинского военного Роберт Семро выглядит старше и более седым, чем когда он последний раз служил в армии, больше десяти лет назад. Но даже в 49 лет этот канадец с упрямо сжатыми челюстями и стальным взглядом готов к бою. И это все, что имеет значение для офицеров украинской военной разведки, которые проверяют иностранных кандидатов в Международный легион обороны Украины, смесь вояк со всего мира, помогающих сопротивляться российскому вторжению. То, что у мистера Семро в прошлом увольнение из канадской армии с лишением прав и привилегий за убийство раненого талиба в Афганистане в 2008, очевидно, не было важно для украинцев в июне, когда они приняли Семро.
Военные документы Семро показывают, что он вступил в ту часть легиона, которой командует ГУР. Два других подразделения легиона приданы регулярной армии. В каждом около 500 человек, как пишут украинские СМИ. Бывшие и нынешние члены легиона, которые говорили с нами -сотрудниками канадской газеты The Globe and Mail, сказали, что Семро, уволившийся в прошлом месяце вскоре после того, как The Globe and Mail начала задавать вопросы о его присутствии на Украине, представляет то, что неформально называют «Зверинец» - смесь авантюристов, уголовников и жуликов, которые ищут на Украине славы и искупления.
Прошлое Семро особенное, но не такое уж примечательное в рядах легионеров. Среди них Ри Кеун(36 лет), ветеран южнокорейского спецназа, с большим количеством поклонников на YouTube и приговором за нападение с целью изнасилования (в ЮК), и ветеран морпехов США Тристан Неттлз (34 года), печально известный в Таиланде тем, что использовал свою любовницу без ее ведома для перевозки наркотиков и бросил ее с приговором к пожизненному заключению.
Некоторые из легионеров выражают свои крайне правые взгляды в соцсетях. Один покрытый татуировками канадец, с которым мы говорили, в пьяном виде зиговал несколько раз в киевской пивной, громко рассказывая о своей ненависти к Джастину Трюдо.
Другой канадец – Тревор Кадо – отставной генерал-лейтенант, которого чуть не назначили главой канадской армии в прошлом году, пока на всплыли обвинения в его сексуальных неправомерных действиях в 1994 году. В июне ему предъявили обвинения в двух эпизодах нападения с целью изнасилования.
Наши источники в легионе сказали, что Кадо – который, как утверждала российская пропаганда, играл прямую роль в обороне Азовстали = никогда не состоял ни в одном из трех батальонов. Дипломатический источник сказал нашей газете, что Кадо, который отрицал обвинения против него, вернулся в Канаду.
Мистер Самро не ответил на запросы об интервью, хотя член легиона сказал, что Самро сказал другим, что получил эти запросы.
Мистер Кадо также отказался от интервью. «С всем уважением я предпочитаю не давать комментарии в это время о поддержке Украины», написал он в ответ на сообщение в LinkedIn.
Многие из жителей Запада, служащих в легионе, видят себя наследниками иностранных добровольцев, которых Оруэлл описал в книги о гражданской войне в Испании. «Тонкая линия страдающих и часто плохо вооруженных людей, стоящих между варварством и по крайней мере относительной добропорядочности».
На самом деле легион ценнее для Украины из-за внимания СМИ – помогая углубить связи между Украиной и Западом – чем из-за в основном вспомогательное роли, которую они до сих пор играли на поле боя.
Легионеры говорят, что 1-й и 3-й батальоны часто посылают на спокойные участки фронта, освобождая украинский солдат для боев в других местах. Иностранные наемники при ГУП, тем временем, использовались для более рискованных задач, вроде вхождения в недавно освобожденные города и деревни, в поисках оставшихся очагов российского сопротивления.
Те, кто приехали издалека воевать за Украину, часто убегают от чего-то другого в другом месте.
«90% легионеров служили хорошо, служили верно. Они были под огнем противника месяцами, а теперь они наступают», - говорит один американский легионер из батальона спецназа, который участвовал в недавнем контрнаступлении, которое вытеснило российские войска из Харьковской области. «Но 10% - уголовники и психи, которые никогда не должны были сюда попасть. Люди вроде Роберта (Семро), который хочет восстановить свою честь».
Другие оцениваю легион в целом куда жестче. «Честно говоря, я бы послал бОльшую часть из них домой», говорит другой американский легионер, родом из Восточной Европы, который, в отличие от большинства, говорит по-украински. Он сначала попал в легион в начале войны, потому уволился и вступил в регулярную украинскую армию.
Наша газета не называет имен легионеров, которые согласились на интервью, потому что командование запрещает им говорить со СМИ. Некоторые могут иметь проблемы с законом в своих странах, если станет известно, что они воевали на Украине. Канада запретила военнослужащим и госслужащим участвовать в этом конфликте.
Хотя государственным российские СМИ называют их «наемниками», члены легиона получают ту же плату, что в регулярных украинских частях – немного меньше 900 долларов в месяц, плюс боевые выплаты за фронт, что может означать двойную или тройную плату. Их частями командуют украинцы, и высшее звание, который может иметь иностранец – лейтенант.
До февральского вторжения России на Украину, боевики из Чечни и Грузии – двух других частей бывшего СССР, которые воевали за независимость от Москвы – сформировали батальоны в помощь Украине в войне на Донбассе, которая началась в 2014 году.
Но только после того, как Зеленский призвал 27 февраля иностранцев «прийти и воевать бок о бок с украинцами против русских военных преступников», западные боевики начали прибывать в больших количествах.
Повторяя тех, кто воевали против фашизма во время гражданской войны в Испании, или тех, кто недавно прибыл в Ирак и Сирию воевать против ИГИЛ, те, кого репортеры нашей газеты встретили на Украине, видят себя бойцами на передовой борьбы добра со злом. Вопрос, в немалом числе случаев, помогают ли они «правому делу», или вредят ему.
«Люди думают, что могут помочь, потому что они служили в армии, или просто отлично играют в Call of Duty», говорит американцев восточноевропейского происхождения. «Но вы мало что можете сделать, если не говорите на местном языке, не знаете местной культуры. Я уверен, что люди погибли или попали в плен по глупости, потому что отстали от свой частей и не могли спросить у местных, где русские, и где украинцы».
Некоторые легионеры и бывшие легионеры находятся в трудном финансовом положении, что делает их возможной мишенью для российской разведки. В апреле кто-то слил полный список легионеров, включая имена, даты рождения и номера паспортов 33 граждан Канады, в возрасте от 19 до 64. Позднее список опубликовал российский телеграм-канал, поддерживающий войну.
Единственный канадец, о котором известно, что он был убит в боях за Украину – Эмиль-Антуан Рой-Сирои(31 год) – не значился в списке 33. Мы не встретили на Украине никого из этого списка.
Один американец с позывным Бенджамин Велкро ненавидим его бывшими товарищами за то, что давал интервью после того, как ушел из легиона и уехал с Украины, пророссийским СМИ, которые повторяют кремлевскую пропаганду про Украину.
Даже у «лица» легиона – молодой женщины с позывным из Голодных игр – «Мокинджей» - с прошлым не все гладко. Австралийские СМИ опознали представительницу легиона по связям с общественностью как уроженку Венгрии Эмес Фажк (30 лет) – австралийку, которую таблоиды называют «международной мошенницей». Она «прославилась» в Австралии 2 года назад, когда подала самую высокую заявку на ТВ шоу The Block, в котором соперничают желающие отремонтировать свой дом, а потом продать его с аукциона, где побеждает тот, кто получает предложение самой крупной суммы за свой дом после ремонта.
Фажк назвала себя на ТВ «экспертом оп кибербезопасности» и утверждала, что консультировала Apple и ООН, и так и не заплатила обещанные ею 4,3 миллиона долларов. Предположительно, она представила продюсерам фальшивые банковские документы, чтобы убедить их, что деньги скоро будут.
В письме подполковнику Игорю Зинину – командиру 1-го батальона легиона, один член легиона заявил, что присутствие Фажк , среди прочих –«серьезный и значительный риск для национальной безопасности Украины», так как они могут быть уязвимы для российской разведки.
В интервью Фажк назвала свою историю на ТВ – «искусственно созданным скандалом», и сказала, что у нее в самом деле были эти деньги, и что она только не сумела перевести деньги потому, что продюсеры дали ей информацию уже после истечения срока платежа.
Фажк признала, что у легиона были проблемы с проверкой первых добровольцев, прибывших после призыва Зеленского о помощи, но заявила, что позднее прибывших теперь проверяют как следует. «Если вы посмотрите на любую призывную армию, то найдете там людей с непростыми прошлым, скажем так. И в любой армии есть те, с чьими взглядами вы можете не согласиться. И в любой армии некоторые могут даже иметь преступное прошлое, которое они скрыли и их не вычислили. Нет такой армии, где все довольны, все нормальные и все, знаете, образцовые граждане».
Вокруг иностранных боевиков на Украине раскручиваются и другие интриги. Несколько канадцев, прибывших на Украину, говорят, что тщетно пытались связаться с Канадской украинской бригадой, которую с большим шумом организовали в начале войны, и которая продолжает собирать в сети пожертвования, хотя на месте ее не найдешь. То же самое с Норманнской бригадой с канадцем во главе, который собирает деньги в твиттере и фейсбуке, продавая товары из серии «война против России». Оба подразделения называли «байками».
Однако, командир Норманнской бригады – ветеран канадской армии из Квебека с позывным Хрульф- сказал нашей газете, что его часть существует и находится в процессе включения в регулярную украинскую армию. Хрульф сказал, что Норманнская бригада собирается начать сначала с более строгими условиями приема, включая два месяца обучения как боевая часть, что необходимо, учитывая, что многие приехавшие на Украину имеют внушительные достижения, но не опыт совместного сражения.
Вера Миронова, украинский эксперт по иностранным боевикам на Ближнем Востоке и в других местах, говорит, что первые дни и недели после призыва Зеленского к созданию легиона были «неразберихой», что позволило ряду людей прибыть на Украину без серьезной проверки их личностей, и смогут ли они помочь или только помешают Украине в войне. «У нас были отличные бойцы, которые честно приехали защищать Украину. Но проблема в том, что многие из них тут по бог знает каким личным причинам. И проверка не работает, в лучшем случае, на самом деле ее вообще нет.» «Сейчас слишком поздно, чтобы реально решить эту проблему на границе, потому что все, кто хотели, уже въехали. Так что сейчас службы безопасности заняты устранением последствий, пытаясь решить, кто эти люди такие и зачем они здесь».
Она говорит, что многие из тех, кто приехали воевать на Украину прибыли прямо против предыдущей злободневной «войны за свободу» - YPG -курдов Северной Сирии против Турции и против остатков так называемого ИГИЛ. Этим летом в Киеве было достаточно ветеранов YPG, чтобы устроить вечеринку для своих, говорит Миронова. Кроме того, наши источники в службах безопасности Украины озабочены, они не знают, каковы намерения чеченских джихадистов под командой Абдул Хакима аль Шишани, которые недавно приехали на Украину после нескольких лет боев в Сирии против Ассада. В Сирии чеченские боевики были союзниками экстремистов ан-Нусра.
В период первоначальной неразберихи прибыли и такие неоднозначные типы как Семро и Кадо. Один легионер канадец сказал, что, хотя он никогда не встречал Семро в полевых условиях, ему не хотелось бы служить рядом с ним. «Я не думаю, что кто-то хочет пиара, связанного с ним», сказал этот канадец из Альберты. «Его осудили за то, во что ни один солдат не должен вляпаться».
Он сказал, что его подразделение состоит из храбрых бойцов, что, как он считает, помогло изменить ход войны. Он снайпер и принимал участие в недавном контрнаступлении, которое освободило харьковский регион после более 6 месяцев российской оккупации. Как минимум один легионер – ирландец Рори Майсон был убит в начале октября в Харьковской области, один из как минимум 32 иностранцев, погибших в боях за Украину.
Канадец, который после службы в армии работал как частный контрактор-безопасник на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сказал, что война за Украину – совершенно другое, чем он и большинство других иностранных военных испытали ранее.
Временами его задача была «буквально охотиться на людей» - подползать к ничего не подозревающим российским солдатам в поисках офицера как мишени. «Это было очень, очень мрачно…это заставляет реально думать о Второй мировой, когда враг был так близко, и только снайперы могли его достать».
Ветераны войн в Афганистане и Ираке – где по большей части они подавляли восставших – обнаружили, что их опыт не помогает в войне с дальнобойной артиллерией и ракетами. «Мы совсем в другом положении на войне, чем на Ближнем Востоке. У нас тут нет поддержки. У нас нет прямой огневой поддержки. Если я хочу вызвать артиллерию, это занимает от 6 до 12 часов, прежде чем я получаю поддержку артиллерии».
Джей Т. Фоулз – ветеран войн в Афганистане и на Балканах, который приехал на Украину в марте, чтобы проверить, пригодятся ли его умения сапера. 50-летний житель Оттавы едва не погиб в июне, когда его машина наехала на противотанковую мину в Запорожской области.
Несмотря на ранения включая сломанную шею, потерю больше части левой руки и проблем со слухом, Фоулз сказал, что не сожалеет о том, что приехал на Украину. Он сказал, что среди иностранцев здесь есть странные типы, вроде тех, кто приехал в учебку в маске скелета из Call of Duty, как будто видеоигра была причиной его желания воевать против России».
Но Фоулз сказал, что его подразделение, включая наркоторговца Неттлза, стремилось помочь, после того, что они увидели по телевизору. «Мы просто не могли видеть эти семьи и мирных жителей, разорванных в клочья».
Другие признают, что приехали на Украину, полагая, что умрут в тысячах километров от дома. Они хотят искупления, даже такой ценой.
Один канадец из Онтарио 26 лет – который уже был ранен на этой войне – сказал, что отец бросил его малышом на автостоянке.
Подростком, по его словам, он продавал кокаин, чтобы помочь матери. Теперь он на Украине, надеясь произвести впечатление на жену, которая забрала детей и ушла, даже если это будет последнее, что он сделает в жизни.
«Я знаю, что рискую. Я знаю, что могу умереть завтра. Я просто хочу сделать как можно больше в своей жизни», сказал он в интервью в Киеве прежде, чем вернуться на фронт после ранения. «Если я могу быть здесь и не дать русским солдатам насиловать и грабить деревню, не дать им сделать что-то плохое украинским гражданам?Почему мне этого не сделать? Даже если это стоит мне жизни».
https://www.theglobeandmail.com/world/article-russia-ukraine-war-foreign-legion/ - цинк