Новость, которую очень сложно обойти вниманием в рамках данного обзора – в Москве на ВДНХ в павильоне «Космос» работает выставка «Аэронет 2035». Если верить официальному сайту, это «первая выставка-презентация технологических продуктов и решений в сфере беспилотных авиационных систем». В России, оказывается, очень много компаний, занимающихся беспилотниками. Только в этой выставке более 130 разработчиков представят двести с лишним готовых решений и технологий для воздушных дронов.
Оптимистичный «Аэронет 2035»
Здесь и вертолетный ВТ 45, поднимающий до 10 кг груза; и беспилотник самолетного типа СТ Д-20, способный взлетать и садиться вертикально; и самый первый в России гражданский дрон-вертолет БВС ВТ 440, официально допущенный к эксплуатации на территории страны. Последняя машина берет в небо до 100 кг груза с радиусом доставки в 300 км. От новинок на официально сайте выставки рябит в глазах. А что будет, когда обыватель окажется на мероприятии офлайн? Вот оно – долгожданное оснащение Российской армии, её небесные глаза и доставщики «подарков» в окопы противника. Только вот не видят наши бойцы этого великолепия. Есть надежда на шестилопастной дрон Supercam X4, который единственный из представленных на выставке выпускается серийно. Машину представляли еще на «Армии – 2022», но пока нет свидетельства присутствия дронов на Украине. Может быть, потому что доля российских комплектующих не превышает 70 процентов. Это очень неплохой результат.
Как утверждает Минпромторг, к концу 2022 года уровень локализации беспилотников составляет примерно 40 процентов. В частности, российские производители самостоятельно изготавливают «электродвигатели, налаживается производство полезных нагрузок, в том числе с оптическими и тепловизионными сенсорами отечественного производства, используются отечественные композиты и смолы, локализуются электронные устройства». Еще пару лет назад и это делать не умели – доля импортного достигала 90 %. Но уже к 2024 году российские производители рассчитывают выйти на 70-процентную локализацию.
К слову, единственным исконно русским беспилотником на выставке «Аэронет 2035» названо аэротакси «Циклокар», которое пока существует в виде макета. А в остальном в России с дронами все хорошо, они осваивают новые сферы применения, расширяют функционал и становятся все более самостоятельными. Но это все крутится где угодно, но не на фронтах спецоперации, хотя все эти 130 разработчиков должны были просто завалить бойцов дронами. На бумаге все очень хорошо – в номенклатуре российских коммерческих и государственных разработчиков беспилотных воздушных судов насчитывается более сотни разных типов изделий!Недвусмысленное название события «Аэронет 2035» очень точно иллюстрирует уровень отставания отечественной отрасли. Если же верить комментариям официальных лиц, то 2035 год назван водоразделом, после которого в небе появится множество БПЛА, которым человек не нужен ни в воздухе, ни на земле. Осталось совсем чуть-чуть до нового славного мира. Хватит о печальном, посмотрим на главную концептуальную новинку форума – первый российский самолет вертикального взлета и посадки «Эколибри».
Боевой колибри
С электрификацией сейчас связано очень многое в российской индустрии. К сожалению, не так много проектов, заточенных под отечественные комплектующие. Проект первого в России самолета вертикального взлета и посадки «Эколибри» как раз из этого числа. Из названия понятна основная задумка разработчиков – создать экологически чистый летательный аппарат. Дальность полета «Эколибри» планируется порядка 1 200 км со средней скоростью под 270 км/ч. Дизайн намекает на возможность перевозки двух-трех человек, либо 300–400 кг полезной нагрузки. Точных данных о силовой установке машины нет, известно только, что планируют гибридный вариант. Энергетически затратный взлет на всех режимах (с небольшим разбегом или вертикально) будет электрический. Горизонтальный полет предполагается за счет двух газотурбинных двигателей с толкающими винтами. За взлет и посадку отвечают сразу восемь винтов, расположенных по четыре на двух продольных балках. Внешне лаконичный облик «Эколибри» лишен сложных узлов, наподобие вертолетного механизма перекоса несущего винта.
Председатель научно-технического совета компании-разработчика «Эколибри» Алексей Рогозин комментирует на презентации макета будущего беспилотника:
«Самолет вертикального взлета и посадки получит современную российскую авионику и будет сделан в основном на производимых в России компонентах. В результате в некоторых вариантах применения он будет более экономически эффективным, чем вертолеты. Особенно это касается продолжительных маршрутов, так как за счет крыла большой площади можно обеспечить высокие аэродинамические характеристики».
Он же в своем telegram-канале публикует видение военного применение подобных изделий. Гипотетический «Эколибри-В» может использоваться в качестве ретранслятора сигналов управления ударными и разведывательными дронам, высотного разведчика и даже охотника за вражескими беспилотниками. В режиме висения машины тепловая сигнатура на больших высотах будет стремиться к нулю – обнаружить дрон можно будет только РЛС. Несколько сотен килограмм полезной нагрузки позволяют заметно расширить функционал машины. Маршевые газотурбинные двигатели, не используемые для взлета, не требуется строить слишком мощными, а значит – они будут достаточно тихими. На малых высотах это позволит незаметно проходить линии фронта и доставлять заблокированным подразделениям все необходимое. Этакий боевой челнок, а не «Эколибри». Ну и конечно, гибридный дрон горазд для самых опасных миссий – доставки противнику нескольких сотен килограммов бомб, ракет и прочего «чугуния». Пока эта идея больше теоретическая, нежели практически реализуемая. Даже на выставке «Аэронет 2035» презентовали лишь макет беспилотника. Но определенные надежды на реализацию все-таки есть. Связаны они со строительством на территории Балтийской АЭС в Калининградской области завода по производству литийионных ячеек и аккумуляторов для автомобилей. Главный проектировщик предприятия – корпорация «Росатом». Принципиальной разницы (кроме массогабаритных ограничений) между самолетной и автомобильной литиевой батареей нет, поэтому есть все основания полагать, что будущие «Эколибри» оснастят отечественным продуктом.
Калининградский завод «Росатома» позволит обеспечить авиаотрасль батареями не только для проекта беспилотного самолета вертикального взлета и посадки, но и для более прозаичных машин. Показателен пример самолета-демонстратора технологий «Партизан», который должен уметь взлетать с площадки 50 на 50 метров. Примерно столько же необходимо вертолету класса Ми-8 для подъема в воздух с разбега. Машину разрабатывают с сентября 2019 года на базе самолета ТВС-2МС «Байкал». Для непосвященных – это современное прочтение заслуженного «кукурузника» Ан-2, который планируют в серию не ранее 2024 года. Главной особенностью будущего «Партизана» должна стать технология активного обдува распределенной винтомоторной группой нижней плоскости крыла. Если проще, восемь электромоторов с пропеллера обеспечат требуемую для короткого взлета подъемную силу. Опытный образец «Партизана» должен был появиться в конце текущего года, но нехватка иностранных комплектующих сдвинула срок вправо на 2023 год. В каком квартале будущего года появится машина, разработчик не уточнял. Нет ясности со сроками постройки хотя бы демонстратора технологий проекта «Эколибри». Похоже, перманентное смещение сроков вправо становится привычным трендом современной технологической России.