Вопрос в заголовке, конечно, довольно простой. Кто-то знает, а кто-то — нет, поэтому немного поговорить об этом стоит. Как известно, в зоне специальной военной операции на Украине нашими войсками очень активно применяются танки новых модификаций: Т-72Б3 образца 2016 года, Т-80БВМ и Т-90М. Часть этих машин оборудована прямоугольными «мешками» (хотя зовут их в народе по-разному) на бортах. И, хотя времени с постановки на вооружение данной техники прошло немало, вопросы по этим матерчатым атрибутам появляются до сих пор. Да, это та самая динамическая защита в «мягком корпусе», которую также часто именуют комплектом для городского боя, однако нужна она не только для него. Но обо всём по порядку.
Да, в борт танку тоже стреляют
Наверное, уже ни для кого не секрет, что наши танки, как и зарубежные, выполняются по схеме дифференцированного бронирования, когда приоритет в стойкости и толщинам брони отдаётся наиболее подверженным проекциям: лбу башни и корпуса. А вот борта, корма и крыша, как говорится, довольствуются минималкой. Логика в этом действительно железобетонная, поскольку только так можно обеспечить высокую защиту при сравнительно небольшой массе — представьте, сколько бы весил и каких габаритов был бы танк с равнопрочной бронёй. Но есть и жирный минус: бронирован только лоб, поэтому курсовые углы маневрирования танка (угол между направлением движения танка и направлением на цель) крайне небольшие и редко когда превышают 30 градусов, чтобы, грубо говоря, не подставить противнику борт.И это не просто теория, но и практика. Боевая работа танкистов во многом на этих ограничениях и основана. Однако, как мы знаем, в борта танков под прямым углом различные противотанковые средства, в основном кумулятивные, прилетают едва ли не чаще, чем в лоб. Причин тому много, и далеко не всегда в этом виноваты сами экипажи. Просто характер боевых действий начал сильно меняться в немалой степени благодаря тому, что распространение переносных/возимых ракетных комплексов и гранатомётов разного пошиба достигло колоссальных масштабов.
Для нас первым явным звоночком стал Афганистан. Потом подоспела война в Чечне. Насмотрелись мы этого, и глядя на Сирию. Теперь это проявляется и в зоне специальной военной операции на Украине. В общем, проблема-таки есть. Причём проблема не исключительно «городская» – подвергаются немалой опасности танки и в условном чистом поле, поскольку расчёты ПТРК в принципе считаются одной из наиболее сложных целей как для обнаружения, так и для уничтожения.Сейчас, конечно, весь информационный поток из СМИ, телеграм-каналов и прочих источников всецело сосредоточен на событиях на Украине. Но лет семь назад, когда главной повесткой была сирийская война, в комментариях под роликами с уничтоженными или подбитыми танками можно было увидеть немало реплик в стиле: «Вот была бы динамическая защита на танке, тогда ему бы прилетевшая прямиком в борт граната ничего не сделала». Да сделала бы, и ещё как. Динамическая защита — это не панацея. Её нельзя воткнуть абы как на танк и надеяться, что она отразит любой снаряд, не оставив на броне ни царапинки.
Штатные комплекты динамической защиты не помогут
Для того чтобы динамическая защита смогла отработать на сто процентов, её нужно устанавливать с минимальным углом от горизонтали. Взять в пример нашу древнюю навесную защиту «Контакт». При наклоне в пределах 30-40 градусов от горизонтали блок этой динамической защиты может обеспечить стойкость от кумулятивного снаряда вплоть до 400-450 мм. Если же его расположить вертикально, то эквивалент может составить всего 100-200 мм. Разница огромна. Схожую тенденцию показывают и более новые комплексы динамической защиты. Суть заключается в том, что штатно установленные блоки динамической защиты при стрельбе в борт под прямым (или около того) углом нормально сработать и «срезать» кумулятивную струю не смогут, поэтому бортовые проекции танка в такой ситуации защищены слабо.
Защита в мягком корпусе
Ответ на вопрос, что же делать в данном случае, весьма прост. Если не городить многослойные модули с тотальным перекрытием даже от тандемных кумулятивных зарядов, то вполне действенным решением было бы расположение бортовых блоков динамической защиты под углом от вертикали. Таким образом можно было бы обеспечить защиту бортовой проекции от противотанковых гранат и ракет, не сильно увеличивая массу и габариты танка. Работы по этому направлению велись довольно давно, а первые предложения о таком способе размещения реактивной брони появлялись до распада Советского Союза. Но, так или иначе, одним из наиболее известных и в том числе показанных широкой публике проектов стала динамическая защита в мягком корпусе.
Изначально никаких мешков, разумеется, не было. То, как оно всё смотрелось, можно увидеть на примере ранних вариантов БМПТ, которая теперь именуется «Терминатором». Фактически это были элементы динамической защиты, вшитые в тканевые карманы и жёстко закреплённые под некоторым углом. Этот вариант, как своеобразный пилотный проект, активно продвигался Д. А. Рототаевым — одним из тех людей, благодаря которым динамическая защита прочно прописалась на отечественных танках и получила своё развитие. Испытания данного комплекта «мягкой ДЗ» показали, что он способен сдержать удар моноблочных противотанковых гранат и в некоторых ситуациях даже противотанковых ракет. И всё это под прямым углом при стрельбе в борт. Например, для БМПТ эта штуковина смотрелась весьма выгодным «апгрейдом» при условии, что её всерьёз рассматривали для применения в городских боях, где прилететь может из любого подвала. Потом, конечно, проект положили под сукно, хотя и воплощали его в различных программах, типа «комплекта для городских боёв» для экспортных модернизаций Т-72. То, что появилось на Т-72Б3 обр. 2016 года, Т-80БВМ и Т-90М — просто результат некоторых доработок концепции. Во-первых, было решено отказаться от сплошной и перекрывающей большую часть борта «юбки», в карманах которой находились элементы динамической защиты, что повлияло как на удобство монтажа, так и на эксплуатационные качества. Во-вторых, используемые вместо неё «мешки» или, как часто их называют, «рюкзаки» позволили внедрить пластиковые опорные элементы, которые удерживают динамическую защиту под нужным углом и обеспечивают необходимую жёсткость всей конструкции «мешка».
Изделие получилось рабочим. Благодаря наклону элементов динамической защиты удалось увеличить эквивалентную стойкость против кумулятивных боеприпасов, типа гранат и ракет, как минимум до уровня 500-600 мм. При этом, учитывая тот факт, что «мешки» устанавливаются поверх штатной бортовой ДЗ, эти показатели становятся ещё больше. Источники утверждают, что обеспечивается даже противотандемная защита. Тут уж, конечно, не совсем ясно, выдержат ли «мешки» вместе со штатной динамической защитой удар таких монстров, как «Корнет», поскольку данных нет, но от лёгких ПТРК и «поганок» из противотанковых гранатомётов — вполне. А они в современных реалиях и являются наиболее опасными из-за своего распространения.Можно констатировать, что получилась действительно нужная штуковина. Для защиты бортов от прямого выстрела противотанковых средств у нас в серийном производстве не делалось ничего, поэтому появление динамической защиты в мягком корпусе — это уже обнадёживающий фактор, который говорит о том, что Министерство обороны хоть как-то реагирует на требования военных. Да, есть резонные возражения, мол, «мешки» эти легко оборвать и повредить, но они действительно могут спасти и танк, и экипаж во время боя. А если такая возможность имеется, то она в любом случае более перспективна, чем её отсутствие.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас