Серия статей о средневековых замках вызвала определённый интерес у читателей ВО, причём такой, что дело дошло до «персонального заказа». И следует отдать должное заказчику: он и впрямь выбрал исключительно интересный замок, как с точки зрения его истории и архитектуры, так и тех событий, к которым он и его хозяева имели отношение. Есть в нём и приведения (как же без них!), и… современный (под старину) гостиничный комплекс для желающих там побывать и провести какое-то время. Недаром он был признан во всех отношениях одним из самых лучших замков Англии. И, разумеется, читатели ВО, судя по эпиграфу, уже догадались, что темой сегодняшней истории «про замки» должен стать замок Уорик (англ. Warwick), хотя в литературе встречается и другое его название – Варвик, возможно, кому-то и более привычное.Уорикский замок находится в городе Уорик и стоит на песчаниковой скале у изгиба реки Эйвон. Место очень удобное, так как река размыла в этом месте берег, так что здесь, с восточной стороны, и образовался крутой обрыв – то есть двойная и вполне надёжная защита. Поэтому неудивительно, что первое укреплённое поселение возникло здесь задолго до появления замка. Это была англосаксонская крепость, основанная в 914 году.
Легенда говорит, что построено оно было Этельфледой, дочерью Альфреда Великого. Впрочем, хотя возвышенность, на которой оно стояло, и называется «Холм Этельфледы», это отнюдь не след англосаксов, а место норманнского укрепления. Хотя англосаксонский бург там вполне мог стоять. И почему бы ему не находиться в столь хорошо укреплённом месте?! Вильгельм I Завоеватель также вполне оценил его выгоды и основал здесь королевский замок «мотт и бейли» в 1068 году, чтобы иметь базу для дальнейшего продвижения на север. Замок «мотт и бейли» обычно состоял из холма, на вершине которого устраивали башню-донжон, и защищённого внутреннего двора.Констеблем замка Вильгельм назначил Генриха Бомона, представителя знатной норманнской семьи. А уже в 1088 году стал первым титулованным графом Уорика. А вот второму графу Уорика Рожеру де Бомону, можно сказать, не повезло. Король Генрих I ему не доверял, и чтобы ослабить его могущество, передал близлежащие земли с замком Кенилворт его недругу Жоффруа де Клинтону.
Во время правления Генриха II (1154-1189) «мотт и бейли» на «Холме Этельфельды» заменили на каменный замок. И что самое интересное, замок этот донжона уже не имел, а был построен таким образом, что все его здания находились внутри кольца стен.Во время Второй войны баронов 1264-1167 годов в том же 1264 году замок был захвачен Симоном де Монфором, шестым графом Лестера, владельцем замка Кенилворт. Тут выяснилось, что с северо-восточной стороны укрепления были недостаточными, чем противники-соседи тут же и воспользовались. Сто лет спустя, а именно в 1267 году титул и замок перешли к племяннику бывшего владельца Уильяму де Бошану, девятому графу Уорику. И уж семья Бошанов занялась укреплением замка по-настоящему. Строили долго, с 1330 по 1360 год, но и сделано тоже было очень много: с северо-восточной стороны были построены башни у входных ворот, барбакан (вид укрепления перед воротами в замок) и ещё башни, башни Цезаря, Гая и башня Уотергейт.
В лучших традициях мрачного Средневековья под башней Цезаря устроили подземелье. Но в местной легенде, относящейся к 1644 году, её почему-то переименовали в Башню Пуатье. То ли из-за того, что в ней томились пленные, взятые при Пуатье в 1356 году, то ли построили её на выкуп, полученный за пленных. В любом случае башню оснастили полным набором оборонных приспособлений, включая «отверстия-убийцы» (в потолке над проходом через ворота, через которые защитники замка могли прицельно, да ещё и сверху, убивать любого, кто туда попадал без приглашения). А ещё её оборудовали двумя подъёмными мостами и воротами с опускавшимися сверху решётками из дерева и железа. Зато фасад, выходивший к реке, имел минимальную защиту. Да ведь и как там было к нему подобраться? Где-то в начале 1480-х королём Ричардом III было приказано построить в замке две башни, которым были даны названия Медведь и Кларенс. Причём вооружить их следовало уже пушками! Но когда он погиб на Босвортском поле в 1485 году, они ещё не были готовы. У каждой был собственный колодец, а также печи для обогрева. Обе эти башни могли считаться крепостью в крепости, на тот случай, если бы в гарнизоне возник мятеж. Получили они и пушки, поэтому в 1486 году в замке была учреждена должность смотрителя артиллерии.
О том, насколько затратным для короны был ремонт замка, говорит хотя бы тот факт, что пока он был в собственности короны с 1478 по 1547 год, на его ремонт было привезено 500 повозок камня. Поэтому он в итоге был дарован Джону Дадли, причём вместе со вторичной креацией титула графа Уорика. Свою новую собственность Дадли осмотрел и выразился о ней как о строении, не способном никого приютить, «».Как бы там ни было, а Дадли ремонтировать замок так и не стал. Видимо, рассудил, что таким подарком корона решила его не столько осчастливить, сколько разорить. Так что, когда королева Елизавета I побывала в замке в 1566 году и повторно провела в нём в 1572 году четыре ночи, для королевы в нём на время её посещения было возведено деревянное строение.
А потом Амброуз Дадли, 3-й граф Уорик, умер в 1590 году... не оставив наследников, и титул графа Уорика повис в воздухе во второй раз. Замок вновь отошёл к короне. Поэтому в 1590 года была составлена его подробная опись, из которой явствовало, что он по-прежнему не отремонтирован, и что всё, что из него можно было унести (то бишь, попросту говоря, украсть), было украдено, в том числе даже обстановка часовни. В 1601 году некий сэр Фульк Гревилл обратил внимание, что замок этот настолько разрушен, что кроме самого имени Уорик от него ничего не осталось.И вновь пришлось короне решать, кому отдать полуразрушенный замок. В 1604 году король Яков I передал его сэру Фульку Гревиллу, а тот возиться с восстановительными работами сначала не стал, а превратил его в обыкновенную усадьбу. И – правильно, потому что мода на замки прошла. Многие были брошены и превратились в романтические руины, зато другие перестроены в комфортабельные резиденции нового дворянства.Вот тут-то, а именно в 1618 году, титул графа Уорика и был создан в третий раз. Тут уж Фульку Гревиллу пришлось раскошелиться на более чем £20,000 (£3 миллиона в ценах 2010 года), которые ему пришлось выложить на ремонт замка. Потому что какой же он тогда будет граф, если проживает в обычной усадьбе?! Причём по новой моде вокруг него были устроены великолепные сады, аллеи и леса – ведь где-то же надо было новому графу охотиться. Вот только в итоге не повезло бедняге: 1 сентября 1628 года его слуга Ральф Хэйвуд ударил его в спину ножом, узнав, тот в своём завещании ему ничего не оставил. И хотя Хэйвуд был повешен, ранение Гревилла оказалось смертельным, так что несколькими днями спустя он отправился вслед за слугой!
В годы Гражданской войны в замке укрепились сторонники парламента, а их без успеха осаждали роялисты. Так что замку довелось повоевать: он стрелял по осаждающим, и по нему стреляли. Пленных держали в башнях Гай и Цезарь.Гарнизон с пушками находился в замке с 1643 по 1660 год. А потом… потом нужда в нём полностью отпала, и Английский Государственный Совет решил передать его Френсису Гревиллу, 3-му барону Бруку. Тот прибыл в замок и увидел нечто по тем понятиям совершенно ужасное: интерьеры вышли из моды, да ещё и находились в плохом состоянии. И вот в 1669-1678 годах началась очередная, уже в который раз, реконструкция замка, в основном коснувшаяся его внутренней отделки. Трудились долго, и вот 4 ноября 1695 года замок был готов принять в своих стенах короля Вильгельма III.Имея землю, деньги и фантазию, почему бы всё это не пустить в дело? Вот Френсис Гревилл, 8-й барон Брук, так и поступил и в очередной раз решил всё перестроить вокруг… по моде. Ему же, уже в четвёртый раз, в 1759 году был дан титул графа Уорика, так что надо было соответствовать. Был нанят Ланселот Браун – будущий главный ландшафтный архитектор Англии. И он изменил всю местность до неузнаваемости, придав ей очаровательный естественный характер. Браун начал работать с землями и парком в 1749 и закончил работу в 1757 году, потратив на них £2,293 (£260,000 в ценах 2010 года). Сады вокруг покрывают площадь в 2,8 км², так что можно себе представить, сколько стоит уход за всей этой территорией.
Гревилл также пригласил итальянского художника Антонио Каналетто – написать Уорикский замок в 1747 году, в процессе их обновления Брауном. Были написаны пять картин и три рисунка, в итоге замок стал самым частым строением Британии, изображавшимся на его картинах. То есть работа велась комплексная: местность изменялась, Каналетто рисовал, а комнаты внутри перепланировывались, обшивались новым деревом, вдобавок в замке была построена отапливаемая оранжерея. Ну а в целом, если говорить о деньгах, замок Уорик превратился в настоящую бездонную бочку, в которую деньги утекали в огромных количествах. Так, только лишь реставрация замка в 1872-1875 годах обошлась в £9,651 (£670,000 в ценах 2010 года), причём такие реставрации проводились в нём довольно часто.Зато сегодня Уорикский замок защищён от изменений в постройке, поскольку входит в Каталог Памятников Древности и представляет собой важный исторический памятник. Замок входит в первую категорию Списка архитектурных и исторических достопримечательностей Великобритании вместе с крепостными стенами, конюшнями, мельницей и окружающими его землями. Ну а в 2001 году Уорикский замок назвали одним из 10 самых замечательных британских исторических домов и памятников, причём в этот список вошли также Тауэр, Стоунхендж и Эдинбургский королевский замок.
Так что теперь этот замок представляет собой прекрасное место для отдыха. Хочешь в нём пожить – есть прекрасно оформленные апартаменты. Хочешь гулять на природе – гуляй, хочешь стрелять из катапульты – стреляй. Одним словом, было бы желание и деньги, а проведённое там время любому человеку запомнится навсегда!