Начнем с того, как гражданин Союза и стран СЭВ мог ознакомиться с западной жизнью своими глазами. Во-первых, из телевизионных репортажей и газет, в общем, из официальных СМИ. Во-вторых, по упаковке западных товаров: широкого и не очень потребления и по их качеству (а об этом – отдельно), которые приобретались внутри СССР контрабандой или нет, неважно. В-третьих, во время командировки или туристической поездки в капстрану. Других доступных вариантов не было.
И вот на основе этих данных человек сравнивал то, как там, и то, как тут живется. И делал соответствующие выводы.
Не станем погружаться в умозаключения о том, что думал среднестатистический житель Восточной Европы стран СЭВ. Например, в той же Албании жизнь, что в СССР, что во Франции, казалась одинаково прекрасной на фоне их, албанской.
Сосредоточимся на восприятии всего увиденного советским гражданином им из доступных источников. А также на том, что он мог узнать из этого о жизни такого же рядового жителя капстраны.
Из вышеперечисленных источников информации первые два отражали лишь 5–15 % объективной информации в целом. Третий источник давал больше информации, естественно. Но опять же возникает вопрос – какой именно информации? Одно дело изучать Запад профессионально: с прицелом на понимание и внедрение полезного у себя в стране, а другое – это простое созерцание красот природы в турпоездке.
Разберем чуть подробнее.
СМИ
Безусловно, многие (кто жил в Союзе) помнят, как мы прилипали к экранам, когда по ТВ показывали «Клуб кинопутешественников» и «Международное обозрение». Что мы там могли разглядеть, помимо сути самого показанного сюжета? Мужчины – автомобили, дороги, разнообразную технику и техпроцесс на производствах (когда это проскакивало). Женщины же высматривали моду, одежду жителей и мелочи кухонные.
Много ли это давало в плане глубины понимания жизни в каждой показанной стране? Ну, если человек после телепрограммы не начинал личное углублённое исследование темы, то, в целом, это давало народу крупицы знаний о Западе. В любой стране таких углубленных искателей сути крайне мало. А большинству населения хватает только того, что я перечислил выше.
Товары ширпотреба
Несомненно, мы смотрели на эти вещи, как папуасы на бусы и зеркала. И во многом из-за броского дизайна товаров ширпотреба. А также ввиду отсутствия разнообразия одних и тех же товаров в Советском Союзе (этот сектор был тогда в эмбриональном состоянии). Почему? Это тоже оставим за кадром.
Затронем лишь вопрос качества товаров ширпотреба, которые удавалось приобрести советскому гражданину. Тут следует сначала отметить то, что такие товары были редки и дорого стоили в Союзе, а соответственно, и отношение к ним было особо бережное.
Хотя там (на родине импортного товара) это могла быть самая откровенная дешёвка по качеству. Но у нас этот же товар превозносился автоматически до небес – в сравнении с таким же аналогом, но советским.
Вспоминаю случай из опыта моей семьи. В году так 1982 (плюс-минус), отцу в автобусный парк в качестве премии водителям городских автобусов и прочим передовикам производства привезли партию красивых импортных тапочек (аналог наших чешек. Ну, кто помнит, что это за обувь).
Так вот, всё внешне было красиво, упаковочка блестит и сверкает красочностью. Случилось, что из двух пар одну как-то постирали. Так та просто растворилась в стиралке. Вторую же пару решено было отнести в школу и перевести надпись на их упаковке. Смеялись потом долго. Так как тапочки те для покойников предназначались. Но, тем не менее, эта пара чешек при аккуратном ношении прожила 5 лет. При этом копеечные советские чешки в режиме «на убой», служили года 2–3 спокойно.
Вывод из этого отступления, думаю, понятен – аккуратная эксплуатация любого дешевого товара делает его службу долгой. А помноженная на дорогой импорт – так и, вообще, почти вечным. Что совсем не говорит нам об изначально высоченном качестве этого товара.
Но импорт у нас всё равно считался лучше. Просто потому, что – импорт.
И, кстати, несколько слов об этом самом качестве ширпотреба, завозимого в СССР легально по линии внешторга. Многие до сих пор добросовестно заблуждаются, думая, что весь импорт с Запада шел в Союз контрабандой. Это не так. И опровергается официальными данными СССР о закупках товаров широкого потребления в капстранах.
На всевозможных стройках века и в закрытых городках, а также и во вполне открытых городах и селах импорт из дальнего зарубежья появлялся: где-то чаще, где-то реже. Но он был.
Помню, в лет шесть купил за 3 рубля огромный красочный набор «Конструктор импортный». И это было в селе Поперечное Каменского района Алтайского края. В абсолютно ничем не примечательном селе, коих по стране были миллионы. А в Барнауле мы без очередей летом брали консервированные ананасы и кальмары во вполне рядовом гастрономе. Понятно, что не каждый день, но летом эти товары у нас в гастрономе были.
Следует также понимать важнейшую деталь. Советский союз официально закупал только качественный ширпотреб. Что уже само по себе формировало у населения образ превосходства товаров капстран: ведь от огромного вала откровенного некачественного их барахла мы были ограждены. Сравнить и понять что к чему, плохой это или хороший товар, было просто невозможно. Плюс аккуратность к редким вещам. И опять получаем в голове клише, что наши товары были хуже.
Не спорю и с утверждениями, что качество наших товаров было не очень. Ну, так и сегодня на Западе есть условно Майбах/Maybach и машинки Лижье/Ligier. И так во всех группах товаров. У нас таких сильных диспропорций не было.
Итого. Что из рассмотренного второго пути мог понять о жизни капстран обычный гражданин? Да ещё меньше, чем в первом случае.
Туризм
Путешествие в капстрану по турпутевке или по служебной командировке. Тут несколько сложнее, так как колокольни (и поле зрения, и открытость мозгов), а также информированность у людей из этой категории сильно разнятся.
Начнем с туристов. Куда по определению возят туристов что у нас, что у них? Правильно. В туристические районы – смотреть на разные красоты. Количество мишуры и внешнего блеска в таких местах будет по определению зашкаливать в разы по сравнению с обычной жизнью страны.
Электроника в Акихабаре, например, в разы дороже, чем в любом другом месте Японии. Внешний лоск, благоустроенность, водка и матрёшки в разы лучше в туре по Золотому кольцу, чем в любом другом городе нашей страны в отделе «сувениры». Особенно, если смотреть из окна экскурсионного автобуса.
Что про себя подумает гражданин или артист больших и малых театров, побывав в то время в турпоездке? Кроме внешней мишуры, он ничего не увидит (по факту), но сильно уверует в превосходстве капстраны в бытовом плане. Именно из-за этой мишуры и фасада. Ведь тогда свободно погулять по стране советскому человеку было проблематично, из-за действий разведслужб, не в последнюю очередь.
Поэтому хоть поверхностно сравнить лично, что находится за мишурой, было сложно (а искателей, как мы поняли, всегда мало). Но выводы делались однозначные: дескать, там живут, а у нас – лапти и кроме калош ничего не выпускаем.
Командировочные
Те же граждане, кто по работе и по службе бывал на Западе, могли больше видеть разницу между ширмой туристических мест и настоящей жизнью населения страны пребывания. Кто – в силу служебных обязанностей, а кто, как моряки и журналисты, – из-за долгого общего времени пребывания. И они по прибытии в Союз рассказывали, что и как там на самом деле устроено. Но таких из всего Союза было немного. И их голос был почти неслышен в общей массе любителей мишуры в то время.
Например, вот вам фото известного фоторепортёра Nick Hedges, сделанные в рабочих кварталах английского города Бирмингем в 1970 году. И это жилые кварталы крупного индустриального центра Великобритании. Дома принадлежат крупному предприятию, на котором и работают эти люди. Мик Джаггер вырос в таком районе и, по его словам, он вступил в банду раньше, чем научился писать. И это было массово, а не единичные случаи.
А теперь вспоминаем, в каких условиях жил в это же время советский рабочий, причем массово.
То же относится и к автопрому, станкам и прочему.
И у нас, и на Западе были и середняки, и выдающиеся экземпляры. Союз активно закупал для сравнения разную технику и оборудование. По результатам испытаний заказывал лучшее или брал лицензию на производство.
Готовую продукцию закупали (например, Магирус) очень много, тоже со станками. При этом в массовом мнении замалчивается, что и Союз много своих станков и прочего продавал на Запад, а не просто в страны СЭВ и Африку. А если бы был наш товар негодный? То и не брали бы его. Однако покупали очень охотно, что говорит о его востребованности.
К слову, газеты и ТВ регулярно доносили до нас эту темную сторону блеска упаковок капстран. Но сами теперь понимаете, что такое мнение СМИ, когда человек сам сравнить не может своими глазами. Что такое рассказы немногих квалифицированных рабочих, военных и журналистов против больших масс населения, во многом отказывающегося в это верить и воспринимать. А также на фоне тогдашнего благосостояния и, видя блестящие бусы в руках, люди просто считали, что это пропаганда морочит им голову, и что такого (плохого на Западе) просто быть не может.
А теперь вспомним, какие категории граждан Союза ССР активно топили за идею превосходства капстран над СССР в перестройку? Актеры и чиновники мелкой руки, в основном. И громче всех. А что они, по существу, могли знать о настоящих проблемах капстран? А что они способны были, вообще, разглядеть в эпизодических вылазках к магазинам исключительно в секторе той же внешней мишуры?
Профессионалам же слова в принципе не давали. А кто пробивался в СМИ, тех очень быстро шельмовали и освистывали всем скопом. Да и сегодня так же происходит. Вспомним ролики про радостных пенсионеров, желающих работать по центральным каналам ТВ.
В итоге, крикливое меньшинство в погоне за личным мещанским счастьем угробило миллионы и великую страну.
К чему такая однобокая вера в блестящие бусы приводит, мы граждане СССР наблюдаем до сих пор.
А в Англии такое-вот отношение к своему населению в 70-х аукнулось им в будущем группировкой ИРА и Ольстером в 80-е…