Действующее правительство Армении сейчас апеллирует ко всем подряд. Но при этом имеет смысл понимать, что происходит внутри самой Армении.
А там после очередной кровавой эскалации на армяно-азербайджанской границе не прекращаются протесты, объектом которых является премьер-министр г-н Пашинян.
У этих протестов несколько движущих сил. И прежде всего это оппозиция, использующая неблагоприятную ситуацию для г-на Пашиняна, который пошёл навстречу Азербайджану по ключевым позициям готовящегося мирного договора (по крайней мере, так утверждает Баку). Одновременно растёт и количество тех, кто не поддерживает г-на Пашиняна, даже в числе его базового электорального слоя.
В момент прихода г-на Пашиняна к власти в начале 2018 года у граждан Армении было связано с ним большое количество надежд на позитивные перемены. Однако действительно серьёзных перемен в лучшую сторону не последовало. Напротив, случилась вторая карабахская война и деморализующее поражение. В том числе и политическое поражение президентского офиса, который был просто разгромлен возмущённым народом после того, как г-н Пашинян заявил о перемирии с Баку.
Совершенно иной вопрос, что в рамках той политической системы, что сейчас существует в Армении, г-ну Пашиняну отсутствует полноценная альтернатива. И лишь это пока что даёт возможность ему лавировать и удерживаться у власти. А ситуация для Армении действительно критическая, и это не зависит от правящего персонажа, будь то г-н Пашинян или нет.
Сейчас уже в любом случае нужно как-то решать вопрос с завершением переговоров с Баку. Первый пятилетний мандат миротворцев из России, гарантирующих безопасность населения в Нагорном Карабахе, истекает в конце осени 2025 года. Да, с возможностью продления. Но существует риск того, что Баку может не продлить этот мандат. Такой вариант необходимо предусмотреть уже сейчас.
То же с ситуацией на границе, где Армении необходимо начинать процесс делимитации. Это нужно даже просто технически, чтобы ОДКБ имело понимание того, где именно защищать армянские рубежи при поступлении запроса. Какую именно территориальную целостность Армении надлежит охранять. Сейчас же, с точки зрения как географической, так и юридической, такого сделать нельзя: признанной и утверждённой армянской государственной границы просто нет.
А для азербайджанской стороны, напротив, приоритетно открытие транспортного коридора с собственным анклавом в Нахичевани. Такова принципиальная часть той договорённости, что состоялась по итогам второй войны в Карабахе. Более того: такие обязательства взяло на себя руководство Армении. И теперь жёсткая позиция Баку обусловлена в том числе тем, что договорённости не выполняются, а переговорный процесс саботируется Ереваном.
Вопрос: является ли реальным выход Армении из ОДКБ и её внешнеполитическая переориентация? Его можно назвать риторическим, так как реальной альтернативы ОДКБ для современной Армении не существует, как бы ни были популярны там сейчас такие лозунги и призывы антироссийского свойства.
Равно как и нет альтернативы России как ключевому внешнеполитическому партнёру для Армении. Визит в Ереван Нэнси Пелоси в этом смысле не меняет ничего. Стратегически для Армении всё остаётся по-прежнему. Если разобраться, то даже позиции в переговорах с Баку политическая поддержка Вашингтона для Еревана усилить не может. А усилить её безопасность — и подавно.
Еревану в любом случае придётся садиться за стол переговоров. И в любом случае придётся договариваться с Москвой. Как именно это произойдёт — увидим.
Павел Кухмиров
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!