Довольно часто я встречал в Интернете статьи, заверения, что в Средние века в Европе люди не любили мыться, хвастались тем, что купались всего пару раз в жизни (привет, Изабелла Кастильская! Видимо, она мытьё поменяла на воспитание дочери Хуаны Безумной). Да, отдельные уникумы были. Причём среди знати, где доступ к горячей воде, мылу был постоянно. Но в целом картина иная. Люди в Средневековье знали о пользе купанья, мытья рук. И явно не гордились тем, что от них пахнет «естественно». Другое дело, что не у всех была возможность поддерживать своё тело в чистоте так часто, как им хотелось бы. Наливайте чай, запасайтесь печеньем и терпением (для отдельных моих поклонников) – вас ждёт большая и, надеюсь, интересная статья. Будем разрушать миф.
Итак, мы погружаемся в Средние века…Гигиена и здоровьеТо, что мытье помогает поддерживать здоровье, известно с древности. На протяжении всей истории медицинские трактаты и поэмы были посвящены теме надлежащей гигиены. «Санаторно-курортное лечение» – стихотворный трактат на латыни, вероятно, написан в XI веке кем-то знакомым с медицинским образованием. Позже появилось ещё одно стихотворение, которое содержало советы, как поддерживать себя в форме – утром мыть руки и лицо холодной водой, сохранять тепло после ванны. Действительно, на ранней немецкой гравюре этого стихотворения был рисунок с купающейся королевой. Гравюра с немецкой королевой, принимающей ванну De Balneis Puteolanis («О банях в Поццуоли») Питера из Эболи – ещё одно латинское стихотворение XIII века, посвящённое исключительно ваннам. Монах Питер описал 35 древних бань вокруг Неаполитанского залива, где находятся термальные минеральные источники. В средневековых рукописях этого стихотворения есть иллюстрации купальщиков в крытых бассейнах, в пещерах, где они наслаждаются паровой баней, расслабляются, пьют минеральную воду и разливают её в небольшие бочки.Если бы вас считали «цивилизованным» человеком, вы бы начинали и заканчивали приём пищи мытьём рук. К таким людям относилась знать и монахи. Для богатых кувшины с водой ставились рядом с обеденным залом, чтобы гости могли вымыть руки перед входом в зал и при выходе из него. Большинство людей ели руками – столовые приборы были редкостью. Смыть дневную грязь было знаком уважения к тому, кто тебя кормил. «Пусть ваши пальцы будут чистыми, а ногти ухоженными», – текст XIII века о манерах поведения за столом.Практика мытья рук у крестьян и тех, кто принадлежал к низшим классам общества, немного отличалась. Поскольку люди низших классов не имели такого же легкодоступного доступа к воде, как аристократы, они часто не мыли руки перед едой. Проблема заключалась в том, что большинство людей ели руками, которые были грязными от работы на улице, посещения туалета или работы с животными. В результате, многие люди болели.Согласно заявлениям историков, у 20 % зубов средневековых людей наблюдался кариес. Для сравнения, сейчас так или иначе с кариесом сталкиваются 8 из 10 жителей. Причина в сахаре, и его не было в Средние века. Самой стоматологической проблемой для людей был износ зубов. Употребление хлеба из грубой муки и другой жёсткой пищи стирало зубы.Люди Средневековья прилагали усилия, чтобы обеспечить чистоту и здоровье ротовой полости. Они натирали зубы и десны грубой льняной тканью. Также известны рецепты различных паст и порошков, которые, возможно, наносили на ткань, чтобы освежить рот и отбелить зубы. Зубы удаляли без какой-либо анестезии. Более богатые слои населения могли заказать зубные протезы, сделанные из коровьей кости или человеческих зубов. У представителей среднего класса и знати было несколько комплектов нижнего белья, и они носили один комплект не более нескольких дней. Думаю, стирали не так часто – просто проветривали на улице. Поскольку верхняя одежда шилась из шелков или шерсти, и часто добавлялся мех, её было сложно стирать, часто её просто чистили. Но именно поэтому мужчины и женщины носили льняное нижнее белье с головы до пят: белье, надетое на кожу, удерживало пот и жир от дорогих тканей, которые нельзя было стирать.Чистый и опрятный человек выглядит привлекательноВажность гигиены применительно к искусству соблазнения уходит корнями в древние тексты. В «Искусстве любви» древнеримский поэт Овидий подчёркивает важность того, чтобы женщины заботились о себе:«Тщательный туалет сделает вас привлекательной, но без такого внимания самые красивые лица теряют своё очарование, даже если их сравнить с лицами самой италийской богини».Писателей средневекового периода вдохновлял Овидий. Например, в XIII веке француз Жан де Менг адаптировал строки из «Искусства любви» в своей части «Романа о розе», в котором говорится, что от элегантных дам ожидают, что волосы на лобке не будут растрёпаны:«Я бы сказал, что если она хорошо воспитана, товсю паутину она сметёт,соскребёт и подровняет, разгладит и наведёт лоск,Чтобы ничто не могло покрыться мхом».В «Легенде о Мелюзине» XII века также содержится информация о современных привычках купания. После того, как её прокляла мать, Мелюзина обречена каждую субботу превращаться в змею ниже пояса. Она выходит замуж за Раймондена при условии, что он пообещает не смотреть на неё по субботам, когда она принимает ванну. Только годы спустя Раймонден, подозревая Мелюзину в супружеской неверности, нарушает своё обещание и раскрывает её тайну. Легенда демонстрирует, вероятно, насколько обычным делом, было для многих знатных женщин тратить целый день на гигиену, отражая важность купания как практики. Жак Иверни «Фонтан молодости» Как мылись короли?Короли тоже любили посидеть в тёплых и ароматных ваннах. Возможно, с уточками. Франкский учёный IX века Эйнхард заметил, что Карл Великий приглашал своих сыновей и друзей присоединиться к нему в ванне, напоминающей бассейн. Члены его двора, солдаты были желанными гостями, и иногда более сотни мужчин принимали ванну вместе. Ванны с просторными бассейнами были важной особенностью дворца Карла Великого в Ахене. Вацлав IV Люксембургский (1361–1419) был одним из самых известных монархов Европы, любивших мыться. Согласно легенде XVI века, Вацлав сбежал из тюрьмы с помощью Сюзанны, банщицы, которая стала его любовницей. Он в свою очередь подарил ей баню в Праге. В фондах Австрийской национальной библиотеки великолепная незаконченная шеститомная рукопись Библии украшена более чем 1 200 пергаментами, на многих из которых эротические изображения банщиц, служащих королю Вацлаву. Возможно, именно из-за этих самых банщиц он и любил бани.Великий князь Литовский Ягайло коронован после женитьбы на Ядвиге Анжуйской. Они правили вместе, и их брак привёл к объединению двух стран, и Литва приняла христианство. Как отметил историк XV века Ян Длугош, юную Ядвигу встревожила перспектива выйти замуж за неизвестного пожилого мужчину. Она послала верного рыцаря встретиться со своим суженым и убедиться, что он не волосатый дикарь. Ягайло был достаточно умён, чтобы понять деликатный характер миссии рыцаря, и пригласил присоединиться к нему в бане, где последний увидел Ягайло раздетым и смог развеять опасения Ядвиги. Может быть, ей было интересно что-то иное, но тут история молчит. Король Ягайло был помешан на чистоте: он построил частные бани в доме недалеко от своего замка в Кракове. Замок был построен на вершине холма, бани располагались у его подножия, так как им нужен был доступ к стекающей вниз воде. Только в XVI веке замок с банями соединили канализацией. Ягайло мылся примерно раз в три дня. Записи средневековой Англии показывают, что её короли часто пользовались ваннами. Когда король Иоанн путешествовал по своему королевству, он брал с собой ванну, и у него был личный слуга по имени Уильям, который занимался её приготовлением. В 1351 году Эдуард III оплатил подачу горячей и холодной воды в свою ванну в Вестминстерском дворце. Религиозные произведения позднесредневекового периода проливают свет на то, что должно было быть в интерьерах типичного дома буржуа того времени. Например, на нидерландских изображениях Мадонны с младенцем XV века представлены принадлежности для мытья посуды и полотенца на вешалках. Они символизируют чистоту Марии и изображают предметы домашнего обихода, типичные для того времени. Роберт Кампен «Мадонна с младенцем у камина» Богатые дамы ухаживали за своим телом так: их слуги готовили им ванны, мыли тела, расчёсывали волосы и наносили мази на кожу. Полностью раздеваться в присутствии слуги не считалось неприличным. «Женщина за своим туалетом». Копия неизвестного художника Крестоносцы привезли в Европу роскошное алеппское мыло, изготовленное из оливкового и лаврового масел. И поначалу этим аксессуаром пользовались только богачи. Недолго думая, французы, итальянцы, испанцы, англичане начали изготавливать собственное мыло с использованием местных оливковых масел, а не вонючего животного жира, как раньше. До нас дошло испанское кастильское мыло, которое до сих пор производится и поставляется по всему миру.Баня, девочки, алкоголь…Правила эпохи позднего Средневековья предполагают, что бани служили не только для гигиены. Обслуживающему персоналу, например, запрещалось заниматься проституцией, а артисты выступали для посетителей. Но им нельзя было давать чаевые. Обычные люди в средневековых городах регулярно мылись в общественных банях. Их часто строили рядом с пекарнями, чтобы распределять тепло, вырабатываемое печами. В общественных банях предлагались обычные ванны, паровые бани, массажи, услуги по бритью и стрижке, а также медицинские процедуры, включая перевязку ран, баночную терапию и кровопускание. То, что бани предлагали такое меню, привело к конфликтам между их владельцами и местными парикмахерами и хирургами, которые обвинили первых в переманивании клиентов. Владельцев бань это не смутило – часть пошла ещё дальше, добавив еду и живых артистов. Получился этакий СПА. В этой общественной бане кормили клиентов Общественные бани были очень популярны во всей средневековой Европе, но они также вызвали споры. Некоторые возражали против того, что мужчины и женщины могли видеть друг друга обнажёнными и находиться рядом, ведь это могло привести к незаконному сексу. Церковный писатель XIII века установил такой запрет: «Мылся ли ты в ванне со своей женой и другими женщинами и видел ли их обнажёнными? А они тебя? Если ты купался, тебе следует три дня поститься на хлебе и воде».Однако, похоже, что церковные чиновники не имели большого влияния на бани в Средние века. Баня была не только местом для приведения себя в порядок и оздоровления, но и местом, где могли происходить занятия сексом и проституцией. Бани в Саутуарке (район Лондона) назывались «Рагу» и считались просто прикрытием для публичных домов. Местные власти обычно не обращали внимания на эту практику. Считали, что лучше разрешить молодым мужчинам определённый уровень сексуальных развлечений, иначе возникает риск появления более серьёзных проблем.Банями пользовались все. Работники мастерских должны были мыться не реже одного раза в две недели. Некоторые благотворители финансировали бани для бедных. Как и у всех других ремесленников в средневековых городах, у банщиков была своя гильдия. Например, в XVI веке в Кракове процветало производство мыла.А теперь о мифеНесмотря на все это, миф о грязном Средневековье глубоко засел, как у нас в головах, так и у европейцев. Отчасти виной этому различные писания святых. Святой Бернар, например, утверждал, что рыцари Христа должны «редко мыться и никогда не причёсываться. Известно, что Гедвига Силезская и Кинга Польская – польские святые герцогини избегали купания и лишь изредка умывались. Для святых воздержание от купания было формой аскезы: отказать себе в надлежащей ванне считалось актом умерщвления плоти. Воздержание от купания было благочестивым поступком – таким же, как порка себя или ношение власяницы. Средневековые люди любили мыться; вот почему некоторые из них перестали это делать в порыве религиозности.Тем не менее некоторые святые знали, что гигиена жизненно важна для хорошего здоровья. Святая Елизавета Венгерская, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным, часто изображалась купающей больных или подстригающей им волосы.Гигиенические привычки людей в Средние века часто характеризуются неверно, потому что в последующий период Возрождения действительно произошёл значительный отказ от гигиенических практик. Вероятно, это было связано с массовым закрытием общественных бань, вызванным сифилисом. Как отмечал Эразм Роттердамский, в течение четверти XVI века почти все общественные бани в Брабанте были закрыты ставнями, потому что новая болезнь отпугнула клиентов. Эти закрытия изменили обычаи целых обществ, поскольку простые люди начали соблюдать гигиену в пределах своих собственных домов. Описи домашнего обихода показывают, что банные принадлежности постепенно исчезали из богатых домов на протяжении XVI–XVII веков. Древние и средневековые врачи верили, что купание и соблюдение гигиены могли бы вылечить многие болезни. Увы, именно заразные болезни заставили европейцев отказаться от регулярного мытья.