
Механизм, который поручено создать КС при правительстве, основан на реальных потребностях войск, а не на опорном для гособоронзаказа (ГОЗ) документе – госпрограмме вооружений (ГПВ), говорит источник, близкий к Минобороны. Об этом же заявил «Ведомостям» и топ-менеджер предприятия оборонной промышленности. Он подтвердил, что действующая ГПВ перестала быть документом, на основе которого планируется финансирование ГОЗа в области закупок вооружений и военной техники (ВиВТ; закупки предметов вещевого довольствия и медицинского обеспечения, задания по которым также теперь формирует КС, в ГПВ не входят. – «Ведомости»). Фактически приостановлена разработка новой ГПВ, поскольку надо будет пересмотреть приоритеты исходя из опыта СВО, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Минобороны.
Два источника, близких к правительству, также подтвердили, что фактическое финансирование потребностей армии в этом году разошлось с изначальным планом, утвержденным на 2022 г. в составе закона о бюджете. Один из них отметил, что пересмотр планов в течение года по сравнению с первоначальной росписью – это традиционная история, характерная не только по отношению к ГПВ, но и к другим госпрограммам. У правительства есть довольно широкие полномочия по перераспределению средств с одних направлений расходов на другие, в том числе на новые, добавил он. Действительно, в течение года ГПВ была скорректирована, но лишь частично, отметил другой собеседник «Ведомостей».
Формально госпрограмма не отменена, работа над новым планом также продолжается, уточнил источник, близкий к одному из крупных предприятий в ОПК и знакомый с ситуацией. Но очевидно, что действующая ГПВ не отвечает потребностям СВО и не может считаться актуальной, согласился он.
Два источника, близких к правительству, также подтвердили, что фактическое финансирование потребностей армии в этом году разошлось с изначальным планом, утвержденным на 2022 г. в составе закона о бюджете. Один из них отметил, что пересмотр планов в течение года по сравнению с первоначальной росписью – это традиционная история, характерная не только по отношению к ГПВ, но и к другим госпрограммам. У правительства есть довольно широкие полномочия по перераспределению средств с одних направлений расходов на другие, в том числе на новые, добавил он. Действительно, в течение года ГПВ была скорректирована, но лишь частично, отметил другой собеседник «Ведомостей».
Формально госпрограмма не отменена, работа над новым планом также продолжается, уточнил источник, близкий к одному из крупных предприятий в ОПК и знакомый с ситуацией. Но очевидно, что действующая ГПВ не отвечает потребностям СВО и не может считаться актуальной, согласился он.
«Ведомости» направили запросы в Минобороны, Минпромторг. Объемы ГОЗа определяются текущими потребностями армии, подчеркнул представитель «Ростеха».
Инструмент мирного времени
Бывший зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрей Ельчанинов в интервью «Российской газете» в сентябре 2021 г. сообщил, что заказчиками вооружений (Минобороны и другими ведомствами) начинает готовиться новая ГПВ. Это происходит на основе документов об основных направлениях развития вооружений на 15-летнюю перспективу, а также о перспективном облике Вооруженных сил на 10 лет вперед. Кроме того, Военно-промышленная комиссия России готовит анализ угроз безопасности на 30 лет вперед, который сопрягается с прогнозом финансово-экономического развития России до 2035 г., сообщал Ельчанинов. В 2021 г. все эти документы готовились для составления на их основе ГПВ на 2023–2033 гг., которая должна сменить действовавшую ГПВ 2018–2028 гг. (ГПВ составляется на 10-летний срок, но пересматривается каждые пять лет). По словам Ельчанинова, ГПВ-2033 должна была стоить не меньше 21–22 трлн руб., т. е. быть на уровне ГПВ-2028 – 21,7 трлн руб.
В 2022 г. расходы России на национальную оборону составили 4,679 трлн руб., следует из материалов к проекту бюджета на следующую трехлетку. Это на 1,2 трлн руб. больше, чем было утверждено на 2022 г. – согласно закону о федеральном бюджете на нынешнюю трехлетку, планировалось потратить 3,5 трлн руб., писали «Ведомости». В следующие два года расходы на оборону также будут больше, чем предполагалось. В 2023 г. они составят почти 5 трлн руб., действующим законом о бюджете предусматривалось потратить 3,6 трлн. Согласно проекту Основных направлений Минфина, в 2024 г. расходы немного снизятся – до 4,6 трлн руб. В утвержденном бюджете на 2022–2024 гг. планировалось направить 3,8 трлн. Далее траты на оборону также продолжат снижаться: в 2025 г. они составят 4,2 трлн.
Фактическая остановка реализации ГПВ и разработки новой совершенно закономерны и естественны, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов: «Ясно, что при ведении СВО все приоритеты и объемы закупок необходимо менять». ГПВ, считает Барабанов, представляет собой попытку перетаскивания системы советского долгосрочного военно-технического планирования в нынешние условия совсем другого политико-экономического уклада. Поэтому все ГПВ приходилось пересматривать, продолжает эксперт: «Ну а направления пересмотра очевидны – в сторону срочных требований в ущерб долгосрочным программам».
Новые задания могут формироваться для удовлетворения неотложных нужд Сухопутных войск за счет флота и Воздушно-космических сил (не считая разведывательных систем и авиационных средств поражения, особенно высокоточных), говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. С тем, что расходы на флот будут перераспределены в пользу Сухопутных войск, согласен и эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. СВО и частичная мобилизация показали, что объемы закупок той же экипировки должны быть кратно больше, говорит он. Можно также ожидать рост расходов на ремонт военной техники, отмечает Фролов. При этом НИОКР, которые близки к завершению, не будут остановлены, уверен эксперт.
Инструмент мирного времени
Бывший зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрей Ельчанинов в интервью «Российской газете» в сентябре 2021 г. сообщил, что заказчиками вооружений (Минобороны и другими ведомствами) начинает готовиться новая ГПВ. Это происходит на основе документов об основных направлениях развития вооружений на 15-летнюю перспективу, а также о перспективном облике Вооруженных сил на 10 лет вперед. Кроме того, Военно-промышленная комиссия России готовит анализ угроз безопасности на 30 лет вперед, который сопрягается с прогнозом финансово-экономического развития России до 2035 г., сообщал Ельчанинов. В 2021 г. все эти документы готовились для составления на их основе ГПВ на 2023–2033 гг., которая должна сменить действовавшую ГПВ 2018–2028 гг. (ГПВ составляется на 10-летний срок, но пересматривается каждые пять лет). По словам Ельчанинова, ГПВ-2033 должна была стоить не меньше 21–22 трлн руб., т. е. быть на уровне ГПВ-2028 – 21,7 трлн руб.
В 2022 г. расходы России на национальную оборону составили 4,679 трлн руб., следует из материалов к проекту бюджета на следующую трехлетку. Это на 1,2 трлн руб. больше, чем было утверждено на 2022 г. – согласно закону о федеральном бюджете на нынешнюю трехлетку, планировалось потратить 3,5 трлн руб., писали «Ведомости». В следующие два года расходы на оборону также будут больше, чем предполагалось. В 2023 г. они составят почти 5 трлн руб., действующим законом о бюджете предусматривалось потратить 3,6 трлн. Согласно проекту Основных направлений Минфина, в 2024 г. расходы немного снизятся – до 4,6 трлн руб. В утвержденном бюджете на 2022–2024 гг. планировалось направить 3,8 трлн. Далее траты на оборону также продолжат снижаться: в 2025 г. они составят 4,2 трлн.
Фактическая остановка реализации ГПВ и разработки новой совершенно закономерны и естественны, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов: «Ясно, что при ведении СВО все приоритеты и объемы закупок необходимо менять». ГПВ, считает Барабанов, представляет собой попытку перетаскивания системы советского долгосрочного военно-технического планирования в нынешние условия совсем другого политико-экономического уклада. Поэтому все ГПВ приходилось пересматривать, продолжает эксперт: «Ну а направления пересмотра очевидны – в сторону срочных требований в ущерб долгосрочным программам».
Новые задания могут формироваться для удовлетворения неотложных нужд Сухопутных войск за счет флота и Воздушно-космических сил (не считая разведывательных систем и авиационных средств поражения, особенно высокоточных), говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. С тем, что расходы на флот будут перераспределены в пользу Сухопутных войск, согласен и эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. СВО и частичная мобилизация показали, что объемы закупок той же экипировки должны быть кратно больше, говорит он. Можно также ожидать рост расходов на ремонт военной техники, отмечает Фролов. При этом НИОКР, которые близки к завершению, не будут остановлены, уверен эксперт.