Главная » 2022 » Октябрь » 12
05:24

О чем рассказывают святые

О чем рассказывают святые

Мы уже не раз рассказывали о том, что иллюстрации – книжные миниатюры из средневековых манускриптов, являются ценнейшими источниками наших знаний о Средних веках. Хотя, разумеется, в данном случае имеет место комплексный подход: изучаются археологические памятники, затем они сличаются с изображениями в датированных манускриптах, далее обращается внимание на описания тех или иных доспехов в описях замков, а также «накладные» на оплату доспехов, сделанных на заказ. Идеально, если доспех сохранился до наших дней, есть его описания в описях, а также документы на заказ или оплату, а также его рисунок в специальных книгах – «рекламных буклетах» прошлого. Нет доспехов – есть эффигии, то есть надгробные объемные фигуры. Нет эффигий – есть плоскостные изображения, так называемые брассы. В любом случае имеет значение их датировка и датировка рисунков похожих доспехов в манускриптах, тоже датированных. Вот так постепенно и составилась хронология развития средневековых вооружений. Причем важно отметить, что среди иллюстраций имеют значение не только те, которые непосредственно посвящены изображению воинов в доспехах, но и те, где они изображены, так сказать, опосредованно, а героями иллюстраций являются совсем другие персонажи. Например святые, которых в Средние века постоянно изображали в таких манускриптах, как многочисленные псалтири, часословы и библии. Давайте и мы заглянем на страницы этих интереснейших книг и посмотрим, а о чем могут поведать нам изображенные на них… святые!

Начнем с изображения Святого Михаила из написанной в Германии «Экспозиция Апокалипсиса», датированной 1249–1250 гг. Дракон и сам Св. Михаил для нас неважны, а вот три воина слева выглядят, словно персонажи кинофильма «Александр Невский» (1938 г.), но проще, много проще… «Экспозиция Апокалипсиса», Библиотека Кембриджского университета

Святой Лаврентий. Не будем обращать внимания на муки данного святого (а он, отказавшись поклоняться языческим богам, был заживо изжарен на железной решётке с горячими углями, причем слуги прижимали к ней его тело рогатинами), а посмотрим на воинов вверху. И хотя они очень малы, очевидно, что на них традиционные для них хауберки, сюрко и треугольные щиты. Святого Георга или Георгия на миниатюрах, равно как и на статуях и гербах, узнать легче, чем прочих святых. Его принято изображать на коне, в доспехах (разумеется, всякий раз в доспехах своего времени) и вдобавок он ещё и очень часто поражает дракона.

Миниатюра «Казнь Св. Лаврентия на медленном огне», 1250–1260 гг. Париж, Франция, Французская мультимедийная библиотека Лиможа
А вот миниатюра, посвященная популярной теме: «Христос, восстающий из гроба». Естественно, что его охранники спят и ничегошеньки не видят. Зато видим мы, что воин на переднем плане одет как самый настоящий рыцарь, причем не из бедных, поскольку на нем сюрко-мипарти, то есть составленное из двух разных тканей. Самым тщательным образом выписана перевязь меча, так что вполне возможно, что это рисунок с натуры либо художник прекрасно знал, как именно завязывается мечевая перевязь. Псалтирь. Миниатюра «Христос, восстающий из гроба», 1265 г. Магдебург, Германия. Баварская государственная библиотека, Мюнхен
Так эта «картинка» выглядит полностью…
Христианской церкви известно также семь св. диаконов. Мучения одного из них показаны на этой миниатюре-инициале. Она невелика по размеру. Но хорошо видно, что воин слева имеет канонический облик, точно так же, как и воины этого времени на других миниатюрах (и добавим – эффигиях) этой эпохи. «Жития святых», 1288 г. Национальная королевская библиотека Бельгии, Брюссель
На этой иллюстрации мы видим встречу двух святых. Один из них Св. Юстас. Полвека прошло со времени появления нашей первой иллюстрации, а внешний облик воинов практически не изменился, не так ли? «Жизнь Юстаса и других святых», 1300–1325 гг. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон
Иллюстрация из манускрипта «История святого Грааля», 1310–1320 гг. Библиотека Философика Герметика, Амстердам

Данная миниатюра интересна тем, что на ней доспехи и вооружение воинов не отличается от изображений XIII века, за исключением одной детали: на плечах у воинов появились гербовые щитки – элеты. Причем у некоторых они очень прихотливой формы. Крест Святого Георга – красный на белом поле.Миниатюры очень наглядно показывают изменения в вооружении, происходящие со временем. Вот, например, изображение Святого Маврикия. Он предводительствовал римским легионом, принял мученическую смерть за отказ преследовать христиан, а с XII века стал считаться покровителем рыцарей. Поэтому его часто изображают с мечом. Миниатюра относится к концу XIV века и на ней у Св. Маврикия мы видим шлем-бацинет с забралом «собачья морда», короткий жупон и полное латное прикрытие для ног. А ведь прошло всего каких-то полвека с момента написания манускрипта о Святом Граале…

«Святой Маврикий» из «Часослова Рене Анжуйского» 1405–1410 гг. выглядит прямо как участник битвы при Грюнвальде. Щит уже совершенно другой! От Св. Георга отличается красным одеянием и белым крестом. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон

Далее в ряду «наших» святых находится Святой Адриан. И если мы посмотрим на его изображение на миниатюре 1400–1450 гг., то вывод можно будет сделать однозначный: художник-иллюминатор, оформлявший эту книгу, рыцарей видел только издали, а может быть, был так ленив либо пьян, что решил – «сойдет и так», главное – сияние из головы! Святой Виктор Марсельский – не так хорошо известен у нас в России, как на Западе. Впрочем, почитается он и там, и у нас. Просто в разных ипостасях. Католики его почитают святым, а православные – в лике мучеников. Ну а дальше с ним было всё, как и со многими другими первоуверовавшими: будучи римским военачальником, отказался приносить жертву статуе бога Юпитера, да ещё и ногой её пнул. Не понравилось это тогдашнему императору Максимилиану, и тот приказал Виктора казнить, и не просто так, а весьма изощренным способом – уложив меж мельничных жерновов.

Миниатюра из манускрипта «Святой Адриан», 1400–1450 гг. Франция. Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер
Очень интересно изображение Святого Луки из «Библейской истории», относящееся к 1411 году. Посмотрите на воинов! Они совершенно не соответствуют указанному году. Скорее всего, художник эту сценку перерисовал из более древней рукописи. Франция, Британская библиотека, Лондон
Иллюстрация, изображающая Святого Виктора Марсельского. «Парижский бревиарий», 1414 г. Париж, Франция. Муниципальная медиатека Равноденствия – одна из 18 библиотек департамента Эндр, расположенных на территории коммуны Шатору, Франция

На этой миниатюре Виктор выглядит как настоящий рыцарь с гербовым щитом и на покрытом также гербовой попоной коне. Под пононой из ткани – попона кольчужная! Голову коня защищает сложная позолоченная маска, скорее всего, из кожи. Торс у Виктора поверх доспехов закрывает жупон. Такая мода ношения доспехов была характерна как раз для этого времени.Святой Себастьян был известным мучеником за веру, и многого в данном случае из этой иллюстрации не выжать. Кроме одного: в 1433–1434 гг. – а именно в это время был написан часослов с этой миниатюрой, арбалеты с так называемым английским воротом все ещё продолжали использоваться. Интересный источник – «Житие Святых Эдмунда и Фремунда», 1433–1434 гг. Первый был король Англии в IX веке, и викинги расстреляли его из луков; второй лишился головы. На данной иллюстрации из этого манускрипта мы видим типичных рыцарей в «белых доспехах» с «юбками» из металлических полос и в шлемах «гранд бацинет». Мечи в полторы руки – да, характерны для этого времени, однако обращают на себя внимание два поистине огромных фелчена (фальшиона), которые… ни разу так и не были нигде найдены и до нашего времени, увы, не дошли.

«Часослов» 1433–1434 гг. Анже, Франция. Библиотека Моргана, Нью-Йорк
«Св. Эдмунд» «Житие Святых Эдмунда и Фремунда», 1433–1434 гг. Бери-Сент-Эдмундс, Англия. Британская библиотека, Лондон

Ещё один святой, обычно изображавшийся с мечом в руке – Мартин Турский, разрезавший им свой плащ и отдавший половину нищему. Рисуют его в одежде горожанина, так как воином он не был, но меч (прямо по Э. Окшотту) меняется у него век от века.Отсюда вывод: вот так датировки минувших эпох и устанавливаются. Очень медленно и кропотливо. Но… по-иному нельзя, просто не получится.

Не чурались, однако, иллюминаторы тех лет и некоторой доли фантазии в своих изображениях. Миниатюра из этого же манускрипта...
«Часослов мастера Зведера ван Кулемборга» (Иллюминатор: Зведер ван Кулемборг, ок. 1415–1440). На полностраничной миниатюре изображен святой Мартин, епископ Турский, делящий свой плащ с нищим. Дата публикации около 1430 года. Манускрипт с иллюстрациями на пергаменте. Королевская библиотека Нидерландов

P. S.

Кстати, именно Св. Мартин, вернее – его статуя, играет одну из ключевых ролей в кинофильме Пола Верховена «Плоть и кровь»… И уж чего-чего, а и плоти, и крови там хватает!



Источник

Просмотров: 222 | Добавил: Dmitrij | О чем рассказывают святые | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх