Мы уже не раз рассказывали о том, что иллюстрации – книжные миниатюры из средневековых манускриптов, являются ценнейшими источниками наших знаний о Средних веках. Хотя, разумеется, в данном случае имеет место комплексный подход: изучаются археологические памятники, затем они сличаются с изображениями в датированных манускриптах, далее обращается внимание на описания тех или иных доспехов в описях замков, а также «накладные» на оплату доспехов, сделанных на заказ. Идеально, если доспех сохранился до наших дней, есть его описания в описях, а также документы на заказ или оплату, а также его рисунок в специальных книгах – «рекламных буклетах» прошлого. Нет доспехов – есть эффигии, то есть надгробные объемные фигуры. Нет эффигий – есть плоскостные изображения, так называемые брассы. В любом случае имеет значение их датировка и датировка рисунков похожих доспехов в манускриптах, тоже датированных. Вот так постепенно и составилась хронология развития средневековых вооружений. Причем важно отметить, что среди иллюстраций имеют значение не только те, которые непосредственно посвящены изображению воинов в доспехах, но и те, где они изображены, так сказать, опосредованно, а героями иллюстраций являются совсем другие персонажи. Например святые, которых в Средние века постоянно изображали в таких манускриптах, как многочисленные псалтири, часословы и библии. Давайте и мы заглянем на страницы этих интереснейших книг и посмотрим, а о чем могут поведать нам изображенные на них… святые!
Святой Лаврентий. Не будем обращать внимания на муки данного святого (а он, отказавшись поклоняться языческим богам, был заживо изжарен на железной решётке с горячими углями, причем слуги прижимали к ней его тело рогатинами), а посмотрим на воинов вверху. И хотя они очень малы, очевидно, что на них традиционные для них хауберки, сюрко и треугольные щиты. Святого Георга или Георгия на миниатюрах, равно как и на статуях и гербах, узнать легче, чем прочих святых. Его принято изображать на коне, в доспехах (разумеется, всякий раз в доспехах своего времени) и вдобавок он ещё и очень часто поражает дракона.
Данная миниатюра интересна тем, что на ней доспехи и вооружение воинов не отличается от изображений XIII века, за исключением одной детали: на плечах у воинов появились гербовые щитки – элеты. Причем у некоторых они очень прихотливой формы. Крест Святого Георга – красный на белом поле.Миниатюры очень наглядно показывают изменения в вооружении, происходящие со временем. Вот, например, изображение Святого Маврикия. Он предводительствовал римским легионом, принял мученическую смерть за отказ преследовать христиан, а с XII века стал считаться покровителем рыцарей. Поэтому его часто изображают с мечом. Миниатюра относится к концу XIV века и на ней у Св. Маврикия мы видим шлем-бацинет с забралом «собачья морда», короткий жупон и полное латное прикрытие для ног. А ведь прошло всего каких-то полвека с момента написания манускрипта о Святом Граале…
Далее в ряду «наших» святых находится Святой Адриан. И если мы посмотрим на его изображение на миниатюре 1400–1450 гг., то вывод можно будет сделать однозначный: художник-иллюминатор, оформлявший эту книгу, рыцарей видел только издали, а может быть, был так ленив либо пьян, что решил – «сойдет и так», главное – сияние из головы! Святой Виктор Марсельский – не так хорошо известен у нас в России, как на Западе. Впрочем, почитается он и там, и у нас. Просто в разных ипостасях. Католики его почитают святым, а православные – в лике мучеников. Ну а дальше с ним было всё, как и со многими другими первоуверовавшими: будучи римским военачальником, отказался приносить жертву статуе бога Юпитера, да ещё и ногой её пнул. Не понравилось это тогдашнему императору Максимилиану, и тот приказал Виктора казнить, и не просто так, а весьма изощренным способом – уложив меж мельничных жерновов.
На этой миниатюре Виктор выглядит как настоящий рыцарь с гербовым щитом и на покрытом также гербовой попоной коне. Под пононой из ткани – попона кольчужная! Голову коня защищает сложная позолоченная маска, скорее всего, из кожи. Торс у Виктора поверх доспехов закрывает жупон. Такая мода ношения доспехов была характерна как раз для этого времени.Святой Себастьян был известным мучеником за веру, и многого в данном случае из этой иллюстрации не выжать. Кроме одного: в 1433–1434 гг. – а именно в это время был написан часослов с этой миниатюрой, арбалеты с так называемым английским воротом все ещё продолжали использоваться. Интересный источник – «Житие Святых Эдмунда и Фремунда», 1433–1434 гг. Первый был король Англии в IX веке, и викинги расстреляли его из луков; второй лишился головы. На данной иллюстрации из этого манускрипта мы видим типичных рыцарей в «белых доспехах» с «юбками» из металлических полос и в шлемах «гранд бацинет». Мечи в полторы руки – да, характерны для этого времени, однако обращают на себя внимание два поистине огромных фелчена (фальшиона), которые… ни разу так и не были нигде найдены и до нашего времени, увы, не дошли.
Ещё один святой, обычно изображавшийся с мечом в руке – Мартин Турский, разрезавший им свой плащ и отдавший половину нищему. Рисуют его в одежде горожанина, так как воином он не был, но меч (прямо по Э. Окшотту) меняется у него век от века.Отсюда вывод: вот так датировки минувших эпох и устанавливаются. Очень медленно и кропотливо. Но… по-иному нельзя, просто не получится.
P. S.
Кстати, именно Св. Мартин, вернее – его статуя, играет одну из ключевых ролей в кинофильме Пола Верховена «Плоть и кровь»… И уж чего-чего, а и плоти, и крови там хватает!