«Загнали, как баранов»
Первым на временное размещение пожаловался мобилизованный врач анестезиолог-реаниматолог березниковской больницы (Пермский край) Дмитрий Секарин. 29 сентября он выложили в Telegram ролик о своей спартанской жизни возле Еланского гарнизона в Свердловской области.
На кадрах видно, как люди сидят на обочине, жгут костер. Вдоль дороги лежит снег. Автор видео отметил, что их «загнали в поле, как баранов». Со слов Секарина, в импровизированном лагере мобилизованные находились минимум сутки.
Резервисты ожидают заселения в казармы. Фото: ЧП Березники! / ВКонтакте
Не лучше обстоят дела и в Омской области. На видео, опубликованном 3 октября в telegram-канале «Осторожно, новости», видно, как призывники тоже жгут костры, массово распивают алкоголь, хотя это запрещено, и дают советы тем, кто только собирается Родину защищать.
«Берите с собой тёплые вещи. Спальник хоть рожайте, коврик рожайте. Возьмите газовую горелку и газа. Жрачки берите, потому что*** его знает заселят нас завтра, нет».
В другом мини-репортаже, опубликованном в telegram-канале, мобилизованный утверждает, что в одной из омских воинских частей пожарные «отключают» костры — не хотят, чтобы люди готовили еду на огне. Мужчина также сообщил о двух случаях эпилепсии, вспышке ангины и других простудных заболеваний среди людей, живущих под открытым небом.
Не лучше обстоят дела и у тех, кто уже заселился. На этот раз пожаловались мобилизованные в воинской части Князь-Волконска (Хабаровский край). На видео, опубликованном telegram-каналом «Осторожно, новости», — забитые окурками раковины, заваленные мусором туалеты.
В некоторых воинских частях солдаты вынуждены ночевать в актовом зале или спать на полу.
Почётный адвокат России Евгений Харламов сам когда-то жил в таких спартанских условиях. Он в 1993 году в составе группы десантников участвовал в миротворческой операции ООН на территории Югославии.
«Казалось, всё должно быть организовано на высшем уровне. Однако двое-трое суток мы спали на своих рюкзаках. Нас никто не бросил, просто так сложились обстоятельства. Так же лежали французы, немцы. Мы отнеслись к этому с пониманием», — сказал Харламов.
Однако, уточнил он, если ситуация, показанная на видеороликах, носит массовый характер, то власти должны на неё реагировать и оперативно устранять нарушения.
«Не на курорт едут»
Реакция чиновников и военкомов на местах разная.
Например, военный комиссар Пермского края Александр Коковин во время заседания краевого правительства заявил, что «мобилизованные не на курорт едут».
Он подчеркнул, что у военных были сутки на размещение. С его слов, всё это время люди сидели в тёплых автобусах, им выдали сухой паек, воду. Родственники мобилизованных утверждали обратное и продолжали жаловаться в пермские СМИ.
Жалобщикам Коковин напомнил о фейках, которые некоторые могут распространять специально. Каждый факт, отметил он, нужно тщательно перепроверять.
Это уже сделала Общественная палата Свердловской области. Но нарушений, показанных в нашумевшем видеоролике, не выявили. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин тоже отрицает, что мобилизованных жителей Березников бросили ночевать в поле.
В ситуации разбиралась и военная полиция. С мобилизованным врачом Дмитрием Секариным провели беседу, и мужчина заявил, что был на эмоциях, поэтому записал такой видеоролик. С его слов, всё не так критично, как на первый взгляд.
После беседы с представителями военной полиции он удалил видеозапись из своих соцсетей.
Однако на этом беды Еланского гарнизона не закончились: 3 октября появились сообщения о гибели новобранцев. Смерть одного могла быть связана с приступом эпилепсии на фоне алкогольного отравления, второй мог покончить жизнь самоубийством, о причинах смерти третьего выдвигаются разные версии. Читайте подробнее: «"Тыловая крыса". Что известно о гибели семи мобилизованных россиян».
На фоне этих событий власти Пермского края приняли решение направлять мобилизованных не в Свердловскую, а в Тюменскую область.
Преступление и наказание
Военный эксперт Андрей Кошкин попросил не нагнетать обстановку — в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Однако он объяснил, почему таких случаев стало так много.
Оказывается, во всём виноват экс-министр обороны Анатолий Сердюков.
«При Сердюкове, мягко говоря, военкоматы не пользовались никаким приоритетом. Он не понимал всей их важности. Поэтому военкоматы умеют выполнять только план по призыву. Остальную работу им ещё предстоит наладить. Министр обороны Сергей Шойгу оперативно пытается улучшить ситуацию», — сказал Кошкин.
Военный эксперт напомнил, что председатель мобилизационной комиссии — не военный, а губернатор. Он отвечает за текущую ситуацию в регионе.
«Если чиновник разгильдяй, то всё может быть. Если глава региона, мэр — крепкие хозяйственники, то описанных выше нарушений не возникает», — уверен военный эксперт.
В качестве положительного примера многие приводят Татарстан. В Казани и других городах республики, отмечают родственники мобилизованных, условия размещения приближены к идеальным.
Некоторые главы регионов проводят жёсткую работу над ошибками. Так, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв уволил военного комиссара Юрия Лайко после возвращения домой сотен мобилизованных, не соответствующих критериям.
Однако эта показательная порка оказалась полумерой. СМИ со ссылкой на пресс-службу Восточного военного округа сообщили, что Лайко переведён на аналогичную должность в Магаданскую область, где ранее тоже был уволен военком за ошибки, связанные с мобилизацией.
«Раз-два-три — логика, умри», — так пользователи соцсетей оценили «карьерный рост» уволенного военкома.
Но нужно помнить, что наказание грозит не только военкомам и чиновникам, но и мобилизованным, которые распространяют «шокирующие видео».
«Как иногда бывает: приходит военный и просит дать два-три часа для наведения порядка. Автор видео искажает информацию и не говорит о том, что они терпели всего два-три часа и что ситуация уже нормализовалась. Он не снимает видео о том, как были улучшены условия временного размещения. В данном случае — это расшатывание ситуации, провокация, распространение фейков о Вооружённых Силах РФ», — сказал почётный адвокат России Евгений Харламов.
Напомним, за распространение фейков о российской армии предусмотрена уголовная ответственность. Если это преступление имеет общественно опасные последствия, максимальное наказание составит до 15 лет заключения. А минимум — штраф до 1,5 млн рублей или лишение свободы сроком до трёх лет. Подробнее — в материале «Чем фейк об армии отличается от её дискредитации, и как не сесть ни за одно, ни за другое».
«Безусловно, может быть такое, что мобилизованные живут несколько дней в заснеженной степи и никто ничего не делает. Чтобы исправить ситуацию, нужно обращаться в военную прокуратуру, в военно-следственное управление СК РФ. Для того и существуют эти ведомства», — подчеркнул Харламов.
Роберт Вочовский