Триумфальный поход двух крейсеров Императорского военно-морского флота Германии – «Гебен» и «Бреслау» через всю акваторию Средиземного моря до Константинополя в начале Первой мировой войны резко обострил обстановку на Черном море. На фоне вышеупомянутого успеха в Османской империи активизировалась прогерманская партия младотурок, по сути управляемая немецким послом. В итоге, не ставя в известность ни султана, ни правительство, данная политическая сила повела дело к войне с Россией.
При этом, как пишет в своих мемуарах русский морской офицер Нестор Монастырев, который перед началом Первой мировой войной был назначен на Черноморский флот в Севастополь, прорыв немецких крейсеров к Константинополю сильно изменил расклад сил на Черном море. С его слов, Россия оказалась в очень трудном положении. Русский Черноморский флот на то время имел в строю пять устаревших линейных кораблей, чья скорость не превышала 14 узлов. Кроме того, в строю находились два старых крейсера и несколько дюжин устаревших миноносцев. Как пишет Монастырев, к началу войны в строй вошли только 4 новых эсминца, способные развивать скорость до 38 узлов. Касательно подводных лодок, со слов автора мемуаров, можно считать, что их не было вообще. Все дело в том, что имеющиеся на вооружении Черноморского флота субмарины настолько устарели, что едва могли плавать около самого побережья. В итоге, успешно действовать Россия могла только против турецких кораблей, где наш флот превосходил противника по количеству боевых единиц и подготовке личного состава. Однако, как пишет Монастырев, появление линейного крейсера «Гебен» полностью переменило роли. Немецкий линейный крейсер «Гебен»Современный военный корабль, оснащенный тяжелой артиллерией и развивающий скорость до 28 узлов, со слов автора, мог на равных вести бой практически со всем Черноморским флотом.