Президент РФ В.В. Путин заявил об окончании частичной мобилизации в РФ.
Такое заявление было ожидаемо, но носит оно скорее ритуальный характер. Как минимум, многие элементы мобилизации остановиться не могут. В их числе мобилизация экономики.
Готова ли вообще к ней РФ? Смотря о чём речь.
Коммунальная сфера
В плане объектов критической инфраструктуры, что и в мирное время, по сути, находятся в мобилизованном состоянии, то готовность есть. Но речь ведь не о функциональном режиме. Она, к примеру, о стабильности функционирования коммунальных систем, износ которых сейчас в среднем по стране составляет более 50%. Одновременно с этим деградация системы ЖКХ только растёт. По официальным данным, в РФ необходимо в год заменять около 5% изношенных труб, а в реальности меняется вдвое меньше. А по ряду регионов степень износа в коммунальной системе значительно выше.
Что касается объектов электрогенерации, то там степень физического износа местами доходит до 30%. Критическая инфраструктура энергетики, теплогенерации, водоснабжения, канализации — это неотъемлемый элемент производственной технологии в сфере ВПК, и от них зависит в том числе производство оружия и боеприпасов, боевой техники и т. д. Их сбой будет означать сбой производства в сфере обороны.
Кадры
Экономическая мобилизация по умолчанию резко наращивает объёмы промышленного производства в целом, не только в военной сфере. Авиация, автомобилестроение и т. д. предъявляют требования к привлечению квалифицированных кадров. А эти кадры одновременно подлежат мобилизации в войска. Соответственно, встаёт вопрос и о возможностях действующей системы профобучения. Может ли она обеспечить промышленность квалифицированными трудовыми ресурсами?
Машиностроение и элементная база
Часть смежников в сфере ВПК получают статус «недружественных стран» — идёт санкционная война, и её никто не отменял. Поставки сложного технологического оборудования стали проблемой. А в самой РФ оно не производится местами уже лет 30. По предвоенным данным, машиностроение РФ обеспечивало внутреннюю потребность максимум на треть. С примерно такой же долей собственной элементной базы. А это «производство средств производства» — основа основ. Что сказать? Спасибо Китаю за то, что он есть.
Транспортная система
В прошлом, предвоенном году, 2/3 грузов в РФ было перевезено автотранспортом. В том числе грузов для ВПК. При этом ¼ парка грузовиков, реализованных в РФ в прошлом году, — иностранного происхождения. В общем по стране доля полностью иностранного грузового автотранспорта равна 1/3. Их эксплуатация в период санкционной войны крайне проблематична, и это усложняет логистику в том числе и в сфере ВПК.
Агроромышленность
На этом фоне отечественный агропром выглядит успешно, но здесь надо осознавать, что за минувшие 30 лет производство сельхозтехники сократилось в десятки раз. И это не шутка, друзья. По комбайнам: в 11–20 раз (по разным категориям). По тракторам: в 15 раз. По экскаваторам: в 17 раз. По бульдозерам: в 29 раз. Страшные цифры, да? А теперь внимание. Барабанная дробь. По гусеничным тракторам: в 270 раз. Занавес. Бурные продолжительные аплодисменты. Естественно, всё это было сделано в пользу импорта. Которого сейчас нет.
Так что, друзья, не советую обольщаться. Нашу страну ждёт сверхнапряжение сил, которого потребует мобилизация экономики на самом деле. И это совершенно точно не будет «частичная мобилизация».